Полотно Кандинского за £25 млн, скульптура Джакометти за £18 млн и описание нобелевского открытия, продаваемое за криптовалюту. В июне на мировых аукционах не ожидается таких рекордов, как в мае, но всё равно без сверхдорогих вещей не обойдется, равно как и без модных нынче NFT-объектов. «Известия» выбрали самые интересные лоты месяца.
Произведения Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой
В июне оба крупнейших аукционных дома проводят русские торги. Но если до пандемии всё проходило вживую, то теперь желающим пополнить коллекции Айвазовским или Фешиным приходится делать ставки онлайн. Нет и предаукционных выставок, что проводились в славные доковидные времена в Москве.
Вероятно, изменение формата сказалось и на уровне представленных лотов. В этом году ни Sotheby’s, ни у Christie’s не предлагают живописных работ с миллионным эстимейтом (в фунтах).
Впрочем, это не значит, что собирателям придется выбирать лишь из вещей второго эшелона. В продаже самый рентабельный период нашего искусства — авангард первых десятилетий XX века. В первую очередь выделим топ-лоты Sotheby’s — раннее ню кисти Михаила Ларионова и рисунок Наталии Гончаровой, стилизованный под иконопись. Кстати, совпадение или нет, но именно этим летом исполняется 140 лет со дня рождения обоих супругов.
Ларионовский холст «Обнаженная» 1902 года вписывается в знаменитую линию Венер, но в данном случае речь идет о допримитивистском произведении — художник еще только нащупывает те приемы, которые принесут ему славу. Иное дело — гуашь Гончаровой «Жизнь святых мучеников Флора и Лавра», относящаяся к периоду ее увлечения древнерусским искусством (вспомним эскизы к балету «Литургия») и стилизованная под житийный образ.
Эстимейты на Ларионова и Гончарову одинаковые: £700–900 тыс, и это явно оценка «на вырост». Нынешний владелец купил «Обнаженную» за £1,4 млн, да и работы Гончаровой такого размера и качества обычно куда дороже — разве что это не холст, а бумага.
Поздняя абстракция Василия Кандинского
Но самое дорогое произведение русского художника Sotheby’s продаст не на русских онлайн-торгах, а на вечернем «живом» аукционе в Лондоне, посвященном модернизму и современному искусству. Это весьма крупное (более метра в ширину) полотно Василия Кандинского Tensions calmées.
Работа была создана в 1937 году, когда художник жил во Франции, и может считаться ярким примером позднего периода творчества родоначальника абстракционизма. Здесь нет экспрессионистского буйства цвета и форм 1910-х годов; вместо этого — геометрически выстроенное пространство, населенное забавными антропоморфными объектами.
Колорит фона мрачноватый, но парящие на первом плане фигуры, напротив, яркие и разноцветные. В этой вещи вообще много внутренних контрастов: она строгая и нежная одновременно, рациональная и спонтанная.
Работы Кандинского регулярно фигурируют на крупнейших западных аукционах. Но лоты такого качества встречаются нечасто. В 2016 году более крупный холст тех же лет ушел за £23,3 млн. А рекордная сумма, заплаченная за произведение художника — £33 млн, и это образцовая абстракция самого дорогого, мюнхенского периода творчества. Tensions calmées оценивается в £18–25 млн и, теоретически, в результате торгов вполне может задать новую ценовую планку, хотя объективных оснований для этого нет. В любом случае, это значительное событие для арт-рынка.
Одна из главных скульптур Альберто Джакометти
Живые торги мировым искусством XX–XXI веков проведет в этом месяце и Christie’s. Заявленные имена художников впечатляют: Альберто Джакометти, Эдгар Дега, Бэнкси, Люсьен Фрейд, Хуан Миро, Александр Колдер. Полный список лотов еще не опубликован, равно как и эстимейты, но «Известиям» удалось выяснить некоторые из них. Так, безымянный мобиль Колдера оценивается в £3,5–5 млн, холст Бэнкси — £3–5 млн, пастель Дега «Розовая танцовщица» — £2,5–3,5 млн, а еще одна пастель с изображением обнаженной работы того же автора — £1,3–1,5 млн.
Впрочем, по цене вне конкуренции скульптура Джакометти «Падающий человек». За нее планируется выручить от £12 млн до £18 млн. Конечно, до «Шагающего человека», однажды проданного за $104 млн, здесь далеко. Возможно, дело в том, что скульптура была отлита в количестве шести экземпляров. Один из них недавно демонстрировался в Пушкинском музее — в составе коллекции Фонда Louis Vuitton. А еще один в 2009 году был продан за $19,3 млн, но он единственный вручную раскрашен автором. Новый лот такой эксклюзивностью не обладает, но и цены за это время выросли существенно.
Так или иначе, «Падающий человек» — образцовое произведение скульптора, притягивающее взор не только фирменной «худобой» объектов, но и удивительной неустойчивостью — кажется, что персонаж буквально балансирует на постаменте и вот-вот потеряет равновесие.
Описание нобелевского открытия
Самый экстравагантный аукцион месяца объявил Калифорнийский университет в Беркли. Следуя новой моде на NFT-лот (цифровые объекты, которым присваивается уникальный токен-ключ), Беркли выставляет описание научного открытия. В 1995 году Джим Эллисон, специалист по иммунотерапии рака, разработал инновационный способ борьбы с онкологическими заболеваниями — ингибирование негативной иммунной регуляции.
В 2018-м Эллисону (совместно с Тасуку Хондзё) была за это присвоена Нобелевская премия по медицине и физиологии. Лот назван The Fourth Pillar — «Четвертый столп». Имеется в виду, что иммунотерапия рака стала четвертым столпом борьбы с онкологией, наряду с хирургией, лучевой терапией и химиотерапией.
Но что же получит победитель торгов? Ему достанется десять цифровых страниц с описанием этого изобретения, а запись в блокчейне будет свидетельствовать о том, что этот человек — единственный владелец изображения. Разумеется, коллекционер не будет иметь каких-либо прав на само изобретение, а только на картинку. Хотя ничего не мешает ему потом попробовать перепродать NFT.