Сервисы в области банковских переводов сконцентрированы в руках крупных российских банков, в том числе государственных, заявил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов. По его словам, для того, чтобы усилить конкуренцию на рынке, ЦБ вводит такие инструменты, как система быстрых платежей (СБП) и цифровой рубль. Эксперты считают, что конкуренции в банковском секторе действительно в последние годы стало меньше, и это неудивительно — ЦБ сам отозвал множество лицензий. Подробности — в материале «Известий».
Где соревнование?
Рынок не может удешевить сервисы в области банковских переводов самостоятельно, а ситуация с конкуренцией «чрезвычайно тревожная», сказал Сергей Швецов на встрече с депутатами думской фракции «Справедливая Россия». По данным ЦБ, в эквайринге 71% операций приходится на лидера рынка, а 86% — на топ-5 банков РФ, что касается переводов, то 71% приходится на лидера и 90% — на топ-5.
«В том, что российский банковский сектор сильно концентрирован, нет никакого секрета — на топ-5 банков приходится порядка 70% всех активов сектора. Это отрицательно сказывается на конкуренции в секторе, что в свою очередь препятствует расширению спектра оказываемых финансовых услуг в стране и ведет к завышению их стоимости», — считает Игорь Додонов, аналитик ГК «Финам». По его словам, больше всего это заметно в эквайринге, где комиссия в разы выше, чем, например, в европейских странах. «Но на других услугах это также сказывается, в частности, на стоимости межбанковских переводов», — добавил он.
При этом, как писали «Известия», услуга «на экспорт», то есть денежные переводы из России в другие страны — самые выгодные, подсчитал Всемирный банк. По данным ВБ, в 2020 году, когда мир захватила пандемия COVID-19, объем переводов в европейском и центральноазиатском регионах упал на 9,7% и составил $56 млрд, при этом стоимость переводов из России упала с 2,1% до 1%.
Продвижение СБП
По данным исследовательской компании Frank RG, в 2020 году физические лица в России перевели друг другу 53,6 трлн рублей. При этом доля Системы быстрых платежей (СБП), которую ЦБ продвигает в том числе для снижения тарифов на переводы, составила лишь 1,5%, несмотря на то, что этот сервис по сравнению с 2019 годом стал популярнее в 15 раз.
СБП — система Банка России, позволяющая гражданам переводить средства по номеру телефона получателя, даже если стороны перевода имеют счета в разных банках. Также СБП позволяет совершать мгновенные платежи за работу, товары и услуги, в том числе с использованием QR-кода.
«Пока СБП не так сильно распространена, как хотелось бы ЦБ, нужно вкладывать дополнительные средства в продвижение этого инструмента», — заявила «Известиям» управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Системой быстрых платежей пользуются 43% опрошенных, 41% слышали об этом инструменте, но пока его не применяли, 16% не знают о существовании СБП», — подсчитали во Frank RG.
При переводе через СБП до определенного порога суммы тариф вообще не взимается, а свыше данного порога он существенно ниже, чем у банков, добавил Игорь Додонов. «На этом фоне можно сказать, что стоимость переводов через банки сейчас завышена», — подчеркнул он.
Куда вложить цифровой рубль
Преимущества, которые дает цифровой рубль, заключаются в повышении скорости и безопасности проведения платежей, снижении стоимости платежных услуг, денежных переводов, рассказывает Игорь Додонов. По его словам, данный тип валюты позволит обмениваться денежными средствами без привязки к банкам и системам перевода. «Главным же препятствием на пути повсеместного внедрения цифрового рубля, вероятно, станет технологическая отсталость значительной части страны, особенно глубинки. Ну и вопрос с его востребованностью пока остается открытым — властям, вероятно, придется провести серьезную разъяснительную работу, чтобы потребители и бизнес поняли, какую они смогут извлечь выгоду от новой формы валюты», — считает эксперт.
Екатерина Косарева согласна с коллегой. «Цифровой рубль сейчас кажется некой заменой мировым криптовалютам. Стремление ЦБ создать собственную «криптовалюту» похвально, так как это, очевидно, очень удобно и в ногу со временем», — заявила эксперт.
По мнению Игоря Додонова, влияние цифрового рубля на финансовую систему страны мы ощутим лишь через два-три года. «То есть если внедрение цифрового рубля не будет навязываться какими-то административными методами, если не будет каких-то мощных стимулов со стороны властей, этот процесс будет идти весьма медленно», — резюмировал он.
Конкуренция банков
Чистая прибыль российского банковского сектора за апрель составила 202 млрд рублей. Количество прибыльных банков снизилось до 221 с 248, при этом доля прибыльных банков в активах сектора по итогам четырех месяцев 2021 года составила 97%. На официальном сайте Банка России в открытом доступе размещена информация о банках, которые допустили нарушения и которым выданы многочисленные предписания.
«ЦБ несколько лет проводит последовательную политику по сокращению числа банков в России — это связано с развитием теневого сектора в прежние годы, когда банки создавались крупными предпринимателями для своих личных целей. Многие из них внезапно банкротились, набирали много кредитов в крупных госбанках, могли обманывать своих вкладчиков и так далее. Таким образом, сейчас регулятор пытается избавить российский банковский сектор от таких участников рынка и тем самым спасает потребителей банковских услуг», — считает Екатерина Косарева.
Если банк предлагает неправдоподобно высокие процентные ставки по вкладам и счетам, это означает, что он любыми способами хочет привлечь денежные средства, рассказала также ведущий юрисконсульт «КСК групп» Ирина Михеева. Потребителя должно настораживать, если процент отличается от ставки ведущих кредитных организаций, а также если это «сопровождается еще и аттракционом неслыханной щедрости в виде дорогих подарков». «Банки на грани банкротства идут на всё, чтобы завлечь клиентов. Помним, что бесплатный сыр — только в мышеловке», — говорила эксперт.
Очевидно, что со снижением количества банков уменьшилась и конкуренция, добавляет Екатерина Косарева. «Однако это не значит, что эти банки могли бы предложить действительно качественные услуги и снизить стоимость межбанковских переводов, например. Так что не всегда дело именно в конкуренции», — резюмирует эксперт.