В Закавказье появился новый регион раздора. Это Сюникская область Армении, которую в Азербайджане называют Зангезур. Согласно трехстороннему соглашению, через регион должна пройти дорога, связывающая Баку с Нахичеванским эксклавом и Турцией. Президент Азербайджана Ильхам Алиев предупреждает, что готов проложить транспортный коридор даже силой. Реализация договоренностей пока, впрочем, продвигается медленно. «Известия» разбирались в ситуации.
Долгие дороги
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 10 мая прибыл с рабочим визитом в Нахичеванскую Автономную Республику (НАР, эксклав Азербайджана). Глава государства принял участие в открытии железнодорожной станции в ближайшем к Армении городе Ордубад. Кроме того, поучаствовал в церемонии открытия автомагистрали Джульфа-Ордубад, которая упирается в границу с Арменией.
Алиев подчеркнул, что в конечном итоге дороги свяжут эксклав с основной территорией Азербайджана. Их разделяет Сюникская область Армении, которую в Азербайджане называют Зангезур. «Зангилан [город в основном Азербайджане] от Нахичевани отделяет 40-километровый Зангерзурский коридор, который должен быть и будет открыт», — заявил он.
Алиев отметил, что на основной территории Азербайджана ведется строительство железной дороги Горадиз–Агбанд. Кроме того, в НАР будет построен недостающий участок длиной 15–16 км от Ордубада до границы с Арменией. По словам азербайджанского лидера, уже действует Нахичеванская железная дорога, осуществляются и пассажирские, и грузовые перевозки. После строительства участка Горадиз–Агбанд вся инфраструктура для создания Зангезурского коридора на подконтрольной Баку территории будет создана.
«Соединение Зангилана, расположенного в регионе Восточного Зангезура, с Западным Зангезуром — нашей древней землей, а вслед за этим через Ордубад с Нахичеванью и Турцией станет нашим очередным историческим достижением. Уверен, что это произойдет, у меня нет никаких сомнений. Азербайджан выполнит стоящие перед ним задачи и сделает всё возможное для того, чтобы в реализации этого проекта не было никаких проблем», — сказал Алиев. Он добавил, что на заседаниях трехсторонней рабочей группы на уровне заместителей премьер-министров Азербайджана, Армении и России в вопросе строительства Зангезурского коридора предприняты «очень серьезные шаги».
Ударили войной
Основную территорию Азербайджана и азербайджанский эксклав — Нахичеванскую Автономную Республику (НАР) — разделяет Сюникская область Армении, которую в Баку называют Зангезур. В советское время Азербайджан с Нахичеванью связывал Зангезурский (Сюникский) коридор — вдоль пограничной с Ираном реки Аракс проходила автомобильная трасса и южное ответвление Закавказской железной дороги.
После распада СССР и начала первой Карабахской войны сообщение на этом участке прекратилось. Под контроль Нагорного Карабаха перешли азербайджанские районы между НКАО и иранской границей — Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский и треть Физулинского района. Железнодорожное полотно в этих районах и в Сюникской области Армении было разобрано, сухопутная связь Нахичевани с Азербайджаном прервалась. Добираться до эксклава приходилось либо по воздуху, либо через Иран.
После окончания первой Карабахской войны вопрос разблокировки транспортного сообщения обсуждался на мирных переговорах. Ближе всего стороны подошли к договоренностям в 2001 году. По воспоминаниям бывшего президента Армении Роберта Кочаряна, Азербайджан соглашался на присоединение Карабаха к Армении, в ответ Баку получал транспортный коридор в Нахичевань через Сюникскую область. По словам Кочаряна, подписать договоренности не удалось из-за сопротивления азербайджанского парламента.
Осенью 2020 года началась вторая Карабахская война. Основной удар азербайджанская армия нанесла как раз на южном направлении, двигалась вдоль границы с Ираном и вышла к Сюникской области. 9 ноября 2020 года Азербайджан, Армения и Россия подписали трехстороннее соглашение о прекращении огня. Ереван в том числе согласился гарантировать безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. В документе отмечается, что стороны согласовали строительство новых транспортных коммуникаций. Подчеркивается, что контролировать транспортное сообщение будут российские пограничники.
«Мы решим вопрос силой»
После окончания второй Карабахской войны в Азербайджане стали готовиться к прокладке Зангезурского коридора. При этом риторика Баку постепенно становится всё более жесткой. 20 апреля Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан исполнит задачу вне зависимости от того, хочет этого Армения или нет. «Если Армения захочет, это можно решить просто, если не захочет — мы решим вопрос силой! Наш главный конкурент — время. Потому что прокладка железной дороги и автомобильного шоссе требует времени. Все силы мобилизованы для реализации этого проекта», — сообщил президент Алиев. Он также назвал Зангезур захваченной территорией.
В Армении идея строительства коридора вызывает яростное сопротивление. Ереван опасается, что после прокладки магистралей страна окажется отрезанной от иранской границы. Кроме того, в Ереване считают, что после прокладки магистралей Баку будет претендовать на Сюникскую область. И. о. премьер-министра Армении Никол Пашинян называет заявление Алиева провокацией. «Азербайджан по достигнутым договоренностям и опубликованным документам может получить только такой коридор, какой Армения получит по территории Азербайджана и Нахичевана», — сказал Пашинян. Пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян подчеркивает, что в соглашении от 9 ноября ни о каком коридоре не говорится.
В Армении также требуют выполнить другие положения соглашения от 9 ноября. В частности, завершить обмен военнопленными. По данным Еревана, Азербайджан продолжает удерживать около 200 армянских военнослужащих. В Баку утверждают, что пленных давно вернули, а удерживают только «диверсантов и террористов», которых задержали уже после завершения боевых действий.
Набились в коридор
Для Азербайджана Зангезурский коридор важен не только с геополитической, но и с экономической точки зрения. Связанный с правительством Азербайджана Центр анализа экономических реформ и коммуникаций подсчитал, что разблокировка транспортных связей поможет стране увеличить экспорт на $710 млн. Баку также сэкономит $10 млн, которые ежегодно тратит на субсидирование авиарейсов Баку–Нахичевань. Открытие железной дороги позволит также наладить прямые поставки газа. Сейчас транзит по системе обмена осуществляется через территорию Ирана. При этом Тегеран удерживает в качестве платы 15% азербайджанского транзита.
Эксперты, впрочем, считают перспективы строительства коридора туманными. «Постройка коридора — дело, видимо, не очень быстрое. Пока серьезных телодвижений нет. Армения настаивает на выполнении определенных условий, других пунктов ноябрьского соглашения. В частности, на возвращении пленных. В Ереване этот вопрос считают гораздо более значимым, чем строительство дорог. Пока мы видим тупиковую ситуацию», — говорит «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Политолог Артур Атаев подчеркивает, что нынешнее состояние армяно-азербайджанских отношений не позволяет решать вопросы такого уровня. «В Армении сохраняется неопределенная внутриполитическая ситуация. В июне в стране пройдут досрочные парламентские выборы. Если победит партия бывшего президента Роберта Кочаряна, то, видимо, последует некая перезагрузка двусторонних отношений. Если власть удержит Пашинян, то всё равно подвижек ждать не стоит. Если нынешний глава правительства согласится на азербайджанские требования, то это станет для него политическим самоубийством», — подчеркивает собеседник.