Китай сохранил пальму первенства в качестве самой многонаселенной страны мира, однако прирост числа граждан оказался для КНР наиболее низким за шесть десятилетий, из-за чего Поднебесная даже несколько не дотянула до собственного плана иметь к 2020 году 1,42 млрд жителей. Об этом свидетельствуют итоги переписи, обнародованные Национальным бюро статистики КНР 11 мая. Одна из главных проблем, присущая и многим другим странам мира, — высокие темпы старения на фоне снижения уровня рождаемости. Как крупнейший восточный сосед РФ намерен бороться с демографической бомбой замедленного действия и может ли Пекину быть полезен российский опыт — в материале «Известий».
Им всё мало
На этой неделе КНР обнародовала данные своей седьмой, проходящей раз в десятилетие, переписи населения. Как свидетельствуют данные, кропотливо собранные 7 млн переписчиков в конце прошлого года, к началу 2021 года в стране проживало 1,411 млрд человек. Это позволило Поднебесной сохранить за собой статус самой многонаселенной страны мира (по крайней мере, до тех пор, пока в нынешнем году свою перепись не проведет Индия). Однако особой радости властям сей факт не принес, поскольку, по данным Национального бюро статистики, в последнее десятилетие ежегодный темп прироста населения (0,53%) был самым низким с начала 1960-х годов, когда страна пережила десятки миллионов смертей от голода. В итоге китайцы даже завалили план: в 2016 году власти прогнозировали, что к 2020 году в стране будет 1,42 млрд жителей.
Разумеется, такой «недобор» случился преимущественно из-за низкого уровня рождаемости — по обновленным данным, в 2020 году по всему Китаю появилось на свет 12 млн младенцев (хотя в феврале власти говорили о чуть более чем 10 млн рождений). Тем не менее даже после «переучета» за прошлый год тенденция осталась печальной: с каждым годом в Китае всё меньше рожают. При том что с 2016-го страна впервые за несколько десятилетий отошла от политики «Одна семья — один ребенок», позволив парам заводить вторых отпрысков, коэффициент рождаемости в КНР по-прежнему составляет 1,3 ребенка на женщину.
На этом фоне доля людей старшего поколения предсказуемо увеличилась: если в 2010 году китайцы старше 65 лет составляли 8,9% от общего числа жителей КНР, то к настоящему моменту эта пропорция возросла до 13,5%. По ряду прогнозов, при сохранении нынешних темпов рождаемости после 2030 года в Китае возникнет острая нехватка рабочей силы и на каждого второго налогоплательщика будет приходиться один пенсионер.
Старость — не радость
Такой дисбаланс создает угрозу для долговременного экономического развития и конкурентоспособности Китая, что власти, разумеется, осознали далеко не вчера. И потому еще несколько лет назад приняли ряд мер, связанных как с заботой о пожилых (например, впервые в 2009 году дали право на пенсию жителям сельской местности), так и со смягчением бремени, которые старики волей-неволей накладывают на трудоспособное население.
— Уход за пожилыми людьми стал крупной отраслью в последние годы и будет продолжать расти, поскольку тенденция старения населения при одновременном снижении рождаемости продолжит оказывать значительное влияние на китайское общество. Например, правительство КНР уже объявило, что страна будет постепенно повышать законный пенсионный возраст в течение следующих пяти лет, — сказал «Известиям» директор Института исследований Китая при Университете Висконсин-Парксайд Джордж Ван.
Пока китайцы выходят на отдых куда раньше, чем граждане многих стран мира. Для мужчин пенсионный возраст составляет 60 лет, для женщин — 55, при этом работницы физического труда освобождаются еще на пять лет раньше. Такая система сложилась в 1978 году, когда средняя продолжительность жизни в Китае составляла 68 лет и оставалась неизменной последующие десятилетия.
Но из-за того что в XXI веке китайцы стали жить в среднем почти на 10 лет дольше, на прошедшей в марте ежегодной сессии парламента премьер Ли Кэцян сообщил, что пенсионный возраст будет повышен. При этом на фоне негативного отношения населения к этой мере власти специально не стали обнародовать четкий план.
Не деньгами едиными
Параллельно власти взялись за стимулирование рождаемости, которую доселе всеми правдами и неправдами ограничивали. В 2016 году семейным парам официально разрешили заводить второго ребенка в расчете на то, что поколение спустя страна сможет омолодиться. Но пока, как показали нынешние итоги переписи, это не срабатывает. Неудивительно, что в последнее время эксперты-демографы стали всё чаще говорить о необходимости снять все ограничения на число детей у китайских пар, а некоторые — предлагать перейти к финансовому стимулированию деторождения.
Центральное правительство пока, однако, проявляет осторожность. В феврале Национальная комиссия здравоохранения заявила, что рассматривает лишь возможность «пилотной программы», в рамках которой заводить детей без ограничений позволят жителям северо-восточных провинций Китая. Про стимулирующие выплаты на детей и вовсе речи не идет.
Впрочем, опыт России, где еще в 2007 году ввели материнский капитал, показал, что деньги играют далеко не главенствующую роль в решении обзавестись потомством. По мнению научного руководителя лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Валерия Елизарова, выплаты стимулировали тех, кто и так хотел больше детей, но откладывал рождение по материальным причинам, и никак не повлияли на тех, кто не хотел детей в принципе или хотел ограничиться одним ребенком.
— Материальный фактор важен, но это не самое главное. До 2015 года рождаемость росла, коэффициент рождаемости тоже, а с 2016 года всё пошло вспять, хотя выплаты сохранялись. И Китаю помогут не столько деньги, сколько развитие системы ухода за детьми, детские сады, инфраструктура детства — это более важные факторы, чем прямые выплаты, — сказал эксперт «Известиям».
С этим согласилась и эксперт по международному развитию в Королевском колледже Лондона Лиу Е. По ее словам, госрасходы Китая на уход за детьми раннего возраста остаются крайне скромными — порядка 0,4% от ВВП в 2019 году, при этом субсидии на уход за детьми в возрасте до трех лет практически отсутствуют. И для повышения деторождения властям следует расширить всю инфраструктуру ухода.
— Необязательно заново изобретать колесо. Китай имеет очень сильные программы подготовки преподавателей колледжей и университетов, как Россия или другие бывшие советские страны. И субсидирование обучения по уходу за детьми в раннем возрасте могло бы привлечь много молодых людей на этот карьерный путь, тогда как подготовленные воспитатели повысили бы доверие родителей к государственным и частным поставщикам услуг по уходу за детьми, — сказала эксперт «Известиям».
Впрочем, даже гипотетическое введение этих мер вряд ли избавит китайские пары от проблем другого свойства, также осложняющих обзаведение большим числом детей. По данным недавнего ежегодного опроса China Beautiful Life Survey, количество китаянок, недовольных фактом замужества, удвоилось с 2012 года. Что красноречиво подтверждает и статистика разводов в Китае — ими в стране последние годы заканчивается почти половина браков.