В текущем году значимого изменения цен на моторное топливо не произойдет, влияние антироссийских санкций и пандемии на цены не будет существенным, считают опрошенные «Известиями» участники топливного рынка, эксперты ТЭК и представители Совета Федерации. В настоящее время ситуация с топливообеспечением потребителей внутреннего рынка РФ остается стабильной, заверили в Минэнерго. С ситуацией на топливном розничном рынке разбирались «Известия».
Почем топливо для народа
Потребительские цены на стелах АЗС в среднем с конца декабря 2020 года по середину апреля 2021 года выросли для бензина АИ-92 до 44,94 рублей за литр (на 3,8%) и для дизельного топлива 49,53 руб. за литр (на 1,6%). В начале года ценовым таргетом, заявленным правительством России, фиксировался рост цен на топливо ниже уровня инфляции, то есть в рамках правила «инфляция минус» (таргет по инфляции Банка России составил 4%).
— Исходя из ситуации, прогноз по ценам на популярную марку АИ-92 на оставшийся 2021-й год следующий: по базовому сценарию до конца года следует ждать роста примерно на 8%, — высказал в беседе с «Известиями» свой прогноз президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
По прогнозам руководителя проектов ИГ «Петромаркет» Анны Лишневецкой, рост розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в целом за оставшийся 2021-й год не превысит 5% — то есть ожидаемого уровня инфляции.
— Таким образом, относительно текущего уровня к концу года цены на АЗС вряд ли вырастут более чем на 1–2%, — сказала она «Известиям».
Но всё же текущие биржевые изменения не могут не повлиять на розничные цены. Член Совета Федерации Геннадий Орденов отметил в беседе с «Известиями», что за три последних месяца стоимость бензина на бирже увеличилась.
— Разница в цене тонны бензина АИ-92 в России и ее экспортной цены (экспортная альтернатива/нетбэк) с декабря в моменте выросла в семь раз, с 1,5 тыс. рублей до 10,5 тыс., — говорит сенатор. — Сейчас в России тонна марки АИ-92 стоит чуть меньше 54 тыс. рублей, а ее экспортная цена находится в районе 59,5 тыс. рублей, но в моменте доходила до 63,5 тыс. рублей.
Розничные цены на бензин и дизель могут измениться уже в мае из-за готовящейся кабмином корректировки индикативной цены в формуле демпфера. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов отмечает, что уже сейчас цены экспортного паритета достигли рекордных значений, и разница с биржевыми котировками по АИ-92 составляет 10 рублей за литр.
— Надо понимать, что демпфер компенсирует производителям и продавцам только часть разницы — для бензина 68%, а для дизельного топлива — 65%, поэтому при росте экспортных цен на рынке возникает напряженность, которая во многом будет снижена благодаря корректировке индикативной цены в формуле демпфера, планируемой властями с 1 мая, — говорит эксперт.
Впрочем, генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что в настоящее время прогнозировать цены на бензин и дизель проблематично, так как «слишком высока неопределенность». По его словам, «вероятнее всего, значимого повышения цен не произойдет, так как в предвыборный период государство не заинтересовано в росте расходов граждан на топливо».
— При этом влияние санкций и коронавируса на цены не будет существенным, так как риски ужесточения уже введенных санкций минимальны, а масштабной третьей волны коронавируса Россия, вероятнее всего, сможет избежать, — подчеркнул Бурмистров.
Скорректировать демпфер
В соответствии с законодательством РФ, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию.
— Вместе с тем регуляторами рынка ведется систематическое отслеживание актуальной ситуации, в том числе работа демпферного механизма, который обеспечивает эффективное сглаживание от влияния мировых цен на нефть на перерабатывающую промышленность России и позволяет поддерживать цены на моторные топлива в РФ относительно стабильными вне зависимости от уровня мировых цен на энергоносители, — объяснили «Известиям» в Минэнерго.
— Правительством реализуется последовательная политика по недопущению необоснованного роста цен на моторное топливо, принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов, — говорят в министерстве. — В настоящее время в целях обеспечения справедливой доходности оптового и розничного сегментов реализации моторного топлива прорабатывается вопрос корректировки параметров демпфирующего механизма обратного акциза на нефть (налоговые вычеты. — «Известия»). Демпфирующий механизм по своей сути является системной экономической мерой, которая позволяет сгладить влияние колебаний мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также курса рубля на динамику изменения конечных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в России.
Кроме того, в целях стабилизации баланса спроса и предложения на биржевых торгах моторным топливом в феврале был издан совместный приказ ФАС России и Минэнерго России № 88/21/61, предусматривающий увеличение биржевых нормативов продаж по автомобильному бензину с 10% до 11%, по дизельному топливу — с 6% до 7,5% от месячного объема производства соответствующих нефтепродуктов.
— В настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые меры реагирования, в частности, межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения. Новый механизм заработает с 1 мая, — заверили «Известия» в энергетическом ведомстве.
Как пояснил сенатор Орденов, механизм, который введут в начале мая, будет работать в обе стороны:
— Бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен, компенсируя их потери от ограничения экспорта, и наоборот — изымает часть доходов компаний, когда работа на внутренний рынок оказывается выгоднее.
В этом году из-за роста цен на нефть доходность экспорта бензина выросла, а компенсация из бюджета при поставках на внутренний рынок уменьшилась, указал сенатор.
Расчеты аналитической компании Refinitiv, которые будут опубликованы в майском номере журнала «Нефтегазовая вертикаль» (есть в распоряжении «Известий»), показали, что благодаря готовящимся майским изменениям, вносимым в методику расчета демпферного механизма, прогнозируемая цена автомобильного бензина на внутреннем рынке к концу нынешнего года снизится по сравнению с первым кварталом прошлого года на 3,7% и, предположительно, составит 50 956 руб. за тонну, а уже к концу 2022 года снижение составит 6,6% (до 49 396 руб. тонну).
— При этом снижение цен на дизтопливо в период с первого квартала текущего по четвертый квартал 2022-го составит 5,1%, то есть может снизиться с 52,100 руб. за литр до 49,438 руб. за литр, — поделилась с «Известиями» прогнозом главный редактор издания Ирина Кезик.
— Динамика цен на моторное топливо на внутреннем рынке РФ будет определяться в этом году не только и не столько уровнем мировых нефтяных котировок, сколько особенностями правового регулирования в данной сфере, — отметила Кезик.
А пока в качестве дополнительной меры сдерживания оптовой стоимости топлив в российском правительстве обсуждается временный запрет на экспорт отдельных видов нефтепродуктов и увеличение нормативов продаж автомобильного бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с текущих 11% до 15% от объема его производства. Данная мера, полагают в ИГ «Петромаркет», также может привести к снижению отпускных цен на топлива производителей в результате превышения предложения продукта над спросом на внутреннем рынке.
Но после майских изменений не удастся сбрасывать со счетов один существенный фактор колебаний розничных цен на моторное топливо. Речь идет о спекулятивных операциях недобросовестных участников биржевых торгов, поясняет старший аналитик WMT Consult и доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. По его словам, такие игроки «занимаются многократной перепродажей нефтепродуктов, создавая искусственный ажиотаж и разогревая таким образом цены на рынке»; к манипулированию зачастую прибегают и отдельные недобросовестные независимые сети АЗС, которые «используют панику в собственных интересах, а то и сами ее провоцируют».
«Тренд на подорожание поддерживается прогнозами роста потребления»
Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Росстата, в марте Россия увеличила добычу только нефти (без конденсата) на 12,1% по сравнению с февралем, до 40,1 млн тонн (это но на 10,5% меньше, чем в марте прошлого года). При этом добыча нефти вместе с газовым конденсатом в марте составила 43,2 млн тонн, сократившись в годовом выражении на 9,5%, хотя по сравнению с февралем добыча выросла на 11,8%. Свои данные Росстат сверял с информацией из ЦДУ ТЭК России, ФТС РФ, с отчетностью нефтедобывающих и торговых компаний.
Как сообщил источник «Известий» в ОПЕК+, уже на следующей встрече Россия, скорее всего, будет настаивать на повышении уровня добычи черного золота.
— Однако ключевые игроки не особо заинтересованы в увеличении добычи, так как это является одним из важных гарантов роста цен. Больше всего заинтересована в ограничении на добычу Саудовская Аравия, — сказал чиновник, знакомый с ситуацией в ОПЕК+.
Увеличение добычи и стабилизация мировых цен на нефть, наблюдаемая в последнее время, имеет простое и логичное объяснение — начало восстановления мировой экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, уверена руководитель «Нефтегазовой вертикали» Ирина Кезик. В данный момент большинство аналитических центров прогнозируют уровень цены эталонного сорта Brent на 2021 год в диапазоне $65–70 за баррель. При этом цена на российскую марку экспортной смеси Urals с начала года выросла на 28%, по состоянию на середину апреля, и сейчас на мировых рынках она закрепилась на уровне $66–67 за «бочку». Выполненный специально для «Известий» аналитиками отраслевого агентства Oil.rftoday.ru с помощью ИИ (искусственного интеллекта) расчет демонстрирует следующую перспективу: до конца года цены на нефть останутся в коридоре $55–75 за баррель с тенденцией к постепенному повышению от текущих значений по мере разгона инфляции за счет антикризисных мер основных мировых правительств, введенных в связи с пандемией.
Дальнейшие же объемы добычи нефти в России в текущем году будут определяться прежде всего действием соглашения ОПЕК+, в котором участвует и РФ, считают опрошенные эксперты. На министерской встрече стран-членов ОПЕК+, состоявшейся в начале апреля, было принято решение об увеличении добычи начиная с мая. При этом ранее Россия уже получила от альянса «добро» на увеличение добычи в феврале–апреле на 260 барр./сут., поэтому на май–июль ее квота расширится незначительно — на 114 тыс. барр./сут (по 38 тыс. в месяц).
По словам члена совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агвана Микаеляна, «повышение цен на нефть всегда однозначно позитивно для России, однако исходя из складывающейся в мире политической и экономической ситуации, нефтяные котировки еще могут несколько раз поменять направление движения — на рынке будет сохраняться приличная волатильность».
— Но при всем при этом общий тренд на подорожание нефти поддерживается позитивными прогнозами роста мирового потребления во втором квартале и восстановления авиационного сообщения, что, скорее всего, произойдет уже к концу третьего квартала, — сказал Микаелян.
Цены на нефть уже сейчас идут вверх в силу нескольких факторов. Во-первых, налицо рост числа предзаказов и заказов практически по всем товарным нефтегруппам. Во-вторых, многие потребители и нефтепереработчики законтрактовали очень крупные объемы в период низких цен год назад, а как следствие, любое дальнейшее увеличение спроса приведет к необходимости ввода новых мощностей. В-третьих, интерес к нефти растет как на фоне увеличения спроса непосредственно потребителей, так и за счет активного участия биржевых спекулянтов, отметил эксперт по международному рынку нефти и газа, доцент экономического факультета РУДН Александр Симонов.
— При всем при этом ощутимое удорожание нефти неминуемо приведет к соблазну пересмотра (или единоличного нарушения) сделки ОПЕК+ со стороны многих участников картеля. Однако в случае сохранения достигнутых договоренностей и устойчивого роста экономики мы имеем все шансы снова увидеть трехзначные цены барреля. И уже в свете подорожания нефти следует ожидать и вероятного витка роста цен на топливо как в России, так и за рубежом, — резюмировал Симонов.