Уберите лапы: ветеринарную деятельность предложили лицензировать

С такой инициативой выступил председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды
Мария Фролова
Фото: Depositphotos

В Госдуме предложили лицензировать ветеринарную деятельность. С инициативой выступил председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. По его словам, по вине непрофессиональных ветеринаров, ведущих практику, в стране ежегодно гибнут тысячи животных. Для чего клиникам и частным специалистам нужна лицензия и как она изменит ситуацию на рынке — разбирались «Известия».

«Лечить может кто угодно»

В Госдуме предложили лицензировать ветеринарную деятельность. С такой инициативой выступил председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

По словам депутата, сегодня этот вид деятельности в России не лицензируется, и это приводит к тому, что оказывать ветеринарные услуги может «кто угодно».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Ветеринаром может стать человек, который не имеет профильного образования — не то что высшего, даже среднего, — отметил Бурматов в беседе с «Известиями». — В сети размещено множество объявлений, где люди пишут, что у них нет диплома, но они очень любят животных, потому стали их лечить. Предъявить что-то таким «специалистам» сложно, потому что многие из них не прикреплены к клиникам и практикуют на дому. Зачастую они не могут отличить один внутренний орган собаки от другого, но при этом берут за свои услуги десятки тысяч рублей.

По утверждению собеседника «Известий», во многих случаях «разорительные» для хозяев манипуляции приводят к трагедии. Животные гибнут из-за неправильного лечения или ошибок, допущенных во время хирургических вмешательств.

— Владелец питомца, конечно, может подать в суд, но доказать вину врача будет сложно. К тому же сами ветеринары убеждают их, что у кошки или собаки было неизлечимое заболевание, и помочь питомцу оказалось невозможно. Так и получается, что по их вине гибнут десятки тысяч животных в год, — сказал Бурматов.

«Лишатся лицензии — уйдут с рынка»

По словам Владимира Бурматова, известны случаи, когда клиники проводят животным калечащие операции. Например, онихэктомию («мягкие лапки») — удаление фаланг пальцев вместе с когтями или подрезание голосовых связок, чтобы собаки не мешали людям своим лаем.

— Это жестокое обращение, которое должно приводить к наступлению ответственности, — уверен депутат. — Потому в этой сфере и нужно вводить лицензирование: у нас появится возможность формулировать правила и контролировать их выполнение. Если клиника или частный ветеринар, недобросовестно выполнявшие работу, лишатся лицензии, они уйдут с рынка.

Фото: Global Look Press/Anas Alkharboutli

Заниматься лицензированием ветеринарной деятельности, по мнению Бурматова, должны не государственные органы, а профессиональное сообщество, точнее, саморегулируемые организации (СРО).

— Нужно наделить ветеринарные организации правом проводить эту процедуру, установив законодательно четкие критерии: кому может быть дана лицензия, и в каких случаях она может быть отозвана, — сказал депутат. В качестве примера он привел ситуацию, когда у человека нет профильного образования: такой специалист не получит лицензию и не сможет работать врачом — «максимум ассистентом».

Реестр ветврачей

Другая инициатива депутата касается введения единого реестра ветеринарных врачей: так владельцы животных смогут проверять наличие у специалиста образования. Особенно, по его словам, это касается людей, занимающихся частной практикой на дому.

— У нас же есть реестр дипломов — благодаря ему работодатели могут проверить документы соискателей. Так и здесь люди смогут убедиться в компетенции специалиста. Достаточно будет зайти на сайт, ввести данные ветеринара, проверить, прикреплен ли он к клинике, какое у него образование и где он проходил повышение квалификации, — сказал Бурматов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

По мнению члена того же думского комитета Кирилла Черкасова, нововведение позволит контролировать, кто «оказывает ветеринарные услуги и имеет доступ к лекарствам», и упростит жизнь владельцам животных, которые находятся в поиске хорошего специалиста.

— Не могут же люди, заходя в клинику, каждый раз спрашивать, есть ли у врача образование, чистые ли приборы, качественные ли препараты. Так они смогут проверить всё в интернете, — отметил он. — Лицензирование и введение реестра врачей помогут навести порядок в сфере ветеринарии. В каждой третьей российской семье есть питомец — это создает предпосылки для создания большого рынка услуг, качество оказания которых необходимо контролировать.

Лечение животных

Третье предложение, озвученное Владимиром Бурматовым, связано со спецификой лечения домашних животных: по его мнению, в случае, если список ветеринарных препаратов исчерпан, а помощь питомцу не оказана, следует разрешить использовать препараты из медицинского перечня.

— Реестр ветеринарных препаратов очень короткий: всего 2 тыс. наименований, тогда как медицинский — 20 тыс., то есть в 10 раз больше. И в ветеринарном нет препаратов, которые могут быть использованы для целого ряда заболеваний. Нет эффективной анестезии, реанимационных препаратов, препаратов для лечения онкологии, — сказал он.

Фото: Global Look Press/Nicolas Armer

По словам депутата, в этом вопросе можно пойти по примеру стран, где действуют протоколы, согласно которым врачи могут применять медицинские препараты для лечения животных — с учетом прописанных дозировок и рекомендаций. В России такие схемы тоже реализуют, но «подпольно», отправляя хозяина животного в аптеку за нужным лекарством.

Линда Арсланова, управляющий партнер клиники Vet.Сity, в беседе с «Известиями» назвала нынешнюю ситуацию с лечением животных плачевной.

— Не секрет, что в ветеринарии используются в основном человеческие препараты. Есть и ветеринарные препараты, но их закупками обычно занимается владелец животного, так как клиники не готовы идти на это. Очень сложно организовать закупку препаратов нормального качества. В отличие от человеческих, ветеринарные препараты имеют большие риски, например, ниже класс очистки, а значит, и качество лекарства. К тому же для многих болезней животных просто не существует ветеринарных препаратов, — подтвердила она.

По этой причине, подытожил Владимир Бурматов, клиникам «необходимо дать возможность закупать лекарственные препараты». Соответствующая законодательная инициатива в ближайшее время будет направлена в правительство для получения официального отзыва.

Отмена лицензирования

Лицензирование оказания платных услуг ветеринарии в России отменили в 2005 году. До этого в 1998 году отменили лицензирование ветврачей.

— Это плохо сказалось на отрасли, так как встает вопрос о возможности помочь страдающим животным. Риски для питомцев колоссальные. Владелец не понимает уровень квалификации врача, — считает Линда Арсланова. — По факту сейчас непрофессионалы под маской врачей травмируют и убивают животных.

Фото: Global Look Press/Andreas Arnold

По ее мнению, лицензирование клиники подразумевает, что при ее открытии будет учтен ряд требований: площадь, планировка, наличие врачей с квалификацией, исполнение требований по размещению вне жилых домов — то есть определенная гарантия качества. Кроме того, лицензия станет доказательством того, что государство подтверждает и контролирует квалификацию клиники.

— Помимо лицензирования, необходимо составить реестр клиник. Это выгодно как для клиента, так и для самих клиник. Например, если она есть в реестре, то ее репутация повышается, так как клиент всегда может найти необходимую информацию о клинике и проверить качество ее работы. Реестр является необходимым условием прозрачности, — уверена эксперт.

Необходимый элемент

Ветеринарная деятельность в России сегодня не подлежит лицензированию, однако находится под государственным надзором, за который отвечает Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Кроме того, ветеринарную деятельность регулирует соответствующее законодательство РФ, за нарушение которого как должностные лица, так и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Потому, объясняет адвокат Юлия Кузнецова, если животному в ветклинике был причинен вред (вплоть до летального исхода) или лечение не было оказано ему должным образом, хозяин питомца может взыскать с ветеринаров компенсацию. Но для этого необходимо заранее позаботиться о том, чтобы все документы были оформлены должным образом.

— При обращении в ветеринарную клинику рекомендовано заключать письменный договор, где будет прописано, какие именно услуги будут оказаны животному, их стоимость, порядок оплаты, — рассказывает в беседе с «Известиями» адвокат Екатерина Антонова. — Обязательно нужно взять документ, подтверждающий оплату.

Фото: Depositphotos

Постановлением правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 898 утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые разработаны в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и «О ветеринарии». Эти правила регулируют отношения, возникающие между потребителями платных ветеринарных услуг и их исполнителями.

Как объясняет Екатерина Антонова, если ветеринарные услуги оказаны некачественно, потребитель вправе привлечь ветклинику по закону «О защите прав потребителей». Животные подпадают под его действие, поскольку в российском законодательстве они считаются имуществом. И к ним по статье 137 ГК РФ применяются общие правила об имуществе.

— Потребитель вправе предъявить претензию клинике с требованием вернуть деньги за оказание услуги ненадлежащего качества, возместить убытки и компенсировать моральный вред, — говорит собеседница «Известий». — Кроме того, потребитель в таких случаях может обратиться с жалобой в территориальное управление Россельхознадзора.

По мнению адвоката Юлии Кузнецовой, лицензирование ветеринарной деятельности в России станет необходимым элементом, способным отрегулировать качество оказываемых услуг. Кроме того, это минимизирует риск неблагоприятных последствий, поскольку в случае его введения в отрасль не будут допускаться сомнительные организации или специалисты без диплома.