Американский конгресс активизировал подготовку законодательной базы для противодействия Китаю сразу по нескольким направлениям: сенаторы от обеих партий представили проект Акта о стратегическом соперничестве. Документ предполагает военные и финансовые меры, призванные стать ответом на рост геополитического и экономического роста КНР. Его реализация должна стать важным этапом формирования политики новой администрации США на китайском направлении. Подробности — в материале «Известий».
Поддержка демократии в автономных районах Китая, борьба с кражей интеллектуальной собственности, прекращение помощи тем азиатским странам, которые вовлечены в военное сотрудничество с КНР — это лишь некоторые из областей, в которых администрации США предлагается принять конкретные меры в соответствии с законопроектом, разработанным в верхней палате американского конгресса. Авторами документа — Акта о стратегическом соперничестве от 2021 года — выступили демократ Роберт Менендес, возглавляющий комитет по иностранным делам в верхней палате, и республиканец Джим Риш.
«Трезво оценивать намерения Пекина»
Пакет предложений, изложенных более чем на 280 страницах, является одним из этапов усилий, «направленных на ускоренное принятие противодействующих Китаю законодательных норм, которые в феврале анонсировал лидер демократического большинства в сенате Чак Шумер», отмечает Reuters. Агентство также приводит мнение эксперта по Азии из Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бонни Глэйзер, по оценке которой «конгресс максимально сосредоточен на различных вызовах, которые Китай бросает американским интересам, и пытается в рамках собственной компетенции разработать эффективные меры реагирования».
«Правительству Соединенных Штатов следует ясно и трезво оценивать намерения и действия Пекина и соответствующим образом выстраивать нашу политику и стратегию», — отметил сенатор Менендес. В этих словах законодателя чувствуется отсылка к политике предыдущего президента-республиканца Дональда Трампа, который, по мнению ряда политологов, несмотря на торговые войны с Китаем, подчас не мог разглядеть опасность, которую для США представляли действия Пекина в других сферах.
В том случае, если законопроект будет принят, госсекретарю США предстоит готовить ежегодный отчет, включающий список всех китайских госкомпаний, которые стали бенефициарами кражи интеллектуальной собственности, нанесшей ущерб любым американским компаниям или секторам национальной экономики. Помимо вопросов экономической конкуренции с Китаем в законопроекте значительное внимание уделяется проблеме подрыва в КНР гуманитарных и демократических ценностей. Авторы предлагают вводить против китайской стороны санкции в связи с нарушением прав уйгуров — одного из национальных меньшинств Китая, а также поддерживать демократические устремления Гонконга.
Более тесно взаимодействовать предлагается и с Тайванем — в документе он назвал «важной частью стратегии США» в регионе. Сенаторы Риш и Менендес выступают за отсутствие любых ограничений на контакты американских чиновников и представителей Тайваня, который Китай считает своей провинцией. Принятие предложенного Менендесом и Ришем акта позволит нынешней весной «проголосовать по более широкому поддержанному двумя партиями пакету мер, разработанных с целью противодействия экономическому и геополитическому влиянию Китая», пишет Bloomberg.
Ключевая часть инициативы посвящена «определению приоритетных инвестиций военного характера, необходимых для достижения политических целей США в Индо-Тихоокеанском регионе». При выделении необходимых финансовых ресурсов необходимо обеспечить «должное соответствие» параметров федерального бюджета с задачами по ведению конкурентной борьбы с Китаем, отмечают законодатели. С 2022 по 2026 год они предлагают потратить на цели взаимодействия с партнерами в регионе $655 млн; дополнительные ассигнования в размере $450 млн за тот же период сенаторы предлагают выделить на реализацию инициативы по поддержанию морской безопасности в Индо-Пацифике. От своих союзников в этом контексте США будут ждать более активного сотрудничества в сфере контроля за вооружениями.
Акт небывалого единения
Текст законопроекта был направлен членам комитета по иностранным делам 8 апреля для изучения, с тем чтобы обсудить его, предложить поправки и проголосовать 14 апреля. «Я уверен, что наши усилия получат поддержку, необходимую для того, чтобы предложенные меры были полностью поддержаны комитетом по иностранным делам на будущей неделе и всем сенатом, в самое скорое время после этого», — заверил Менендес.
Он также подчеркнул, что «единственный способ должным образом ответить на вызовы со стороны Китая — это двухпартийная приверженность принципам взаимного доверия и дружественного компромисса, при балансе прагматизма и идеализма, а также общей решимости ради поиска окончательного решения» одной из крупнейших для Америки проблем. На тот факт, что антикитайская риторика равно близка представителям и Демократической, и Республиканской партиям, обращают внимание и СМИ. Жесткий подход по отношению к Китаю «поддерживается американскими политиками независимо от их партийной принадлежности», пишет AFP, и это одна из «немногочисленных областей, в отношении которых президент Джо Байден говорил о согласии со своим предшественником Дональдом Трампом».
В поиске партнеров
В попытках строить отношения с Китаем в духе соперничества Вашингтон не собирается рассчитывать только на собственные силы. В том же законопроекте Менендеса и Риша содержится призыв к поддержке альянсов и многосторонних институтов, которые могут привлекаться к попыткам нажима на Поднебесную. Одной из таких структур является Quad — неформальное объединение, в которое помимо США входят Австралия, Индия и Япония; 12 марта состоялся виртуальный саммит этого союза. Руководители Госдепартамента и Пентагона в марте побывали в Японии и Южной Корее, где обменялись со своими коллегами взглядами на политику Китая.
В такой дипломатической активности с целью создания «единого антикитайского фронта» заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов видит одно из ключевых отличий политики администрации Байдена на китайском направлении от курса, который проводился его предшественником в Белом доме. «Американская политика сдерживания и конфронтации с Китаем стала более многосторонней по сравнению с периодом Трампа. При Байдене США все более активно стараются присоединить к этой политике своих союзников и партнеров, — отметил эксперт в беседе с «Известиями». — Заметна готовность администрации Байдена гораздо теснее координироваться и с Японией, и с Австралией, и с Южной Кореей, и с Индией. Интенсивность американских коммуникаций со странами Quad и в целом с союзниками с приходом администрации Байдена усилилась». По словам Суслова, речь не только об азиатских союзниках и Индии, но и о странах Европы. «В рамках НАТО с приходом Байдена также появился явно антикитайский нарратив, который также, скорее всего, найдет свое отражение в будущей стратегической концепции альянса», — добавил он.
Второе изменение в подходе Вашингтона к отношениям с Китаем касается того, что администрация Байдена «совмещает давление и конфронтацию с избирательным сотрудничеством с Китаем по общим вызовам и угрозам в гораздо большем объеме, чем это допускала администрация Трампа», указывает Суслов. Речь, в частности, о таких сферах, как изменение климата и пандемия коронавируса. Подобную политику команды Байдена специалист назвал «интуитивным подходом».
В целом, по его оценке, «с приходом Байдена американская политика в отношении Китая претерпевает тактические и инструментальные изменения, но не фундаментальные». «Еще в период предвыборной кампании многие эксперты рассуждали о возможности американо-китайской разрядки, о том, что администрация Байдена откажется от той парадигмы соперничества великих держав, которую провозгласил его предшественник на посту в Белом доме, — напомнил специалист. — Ничего этого не произошло. Китай и сейчас рассматривается как главный стратегический соперник Соединенных Штатов и как основная экзистенциальная угроза американской безопасности».
«США надо консолидировать союзников»
Foreign Policy в статье, рассуждающей об идеологическом, а не только геополитическом уровне конфликта интересов США и Китая, отмечает, что «до последнего времени Пекин явно хотел сохранить свои экономические связи с развитыми демократическими государствами, однако на фоне того, как демократии сформировали единый фронт против КНР, а экономические преимущества сотрудничества улетучились, руководство Компартии Китая начало рассматривать демократию и свободное общество как врагов, от которых надо не только защищать свою страну, но и которых следует атаковать за ее пределами». Если согласиться с аргументацией журнала и допустить, что борьба двух супердержав за глобальное доминирование вряд ли может прекратиться в принципе при сохранении идеологических противоречий, будет крайне трудно надеяться на то, что у американо-китайских отношений есть нормальное будущее.
Идеологическое измерение этого соперничества сейчас «искусственно раздувается администрацией Байдена, а до этого акцентировалось администрацией Трампа», отмечает Дмитрий Суслов. По его словам, делается это «для укрепления американских позиций в глазах союзников и партнеров». «США провоцируют новый глобальный раскол на идеологической основе, говоря о таком противостоянии демократии и автократии. У Байдена это просто красной нитью проходит через все без исключения его внешнеполитические выступления. Это необходимо Соединенным Штатам для размежевания с соперниками и консолидации вокруг себя союзников», — сказал эксперт.
«Пекин же со своей стороны никакую идеологию не продвигает. Несмотря на то что Китай формально остается коммунистическим режимом, его внешняя политика абсолютно не носит идеологизированного характера, — отмечает Суслов. — Китай одинаково готов сотрудничать и сотрудничает как с демократиями, так и с недемократиями».