Риск в профиль: банки пометят ненадежных клиентов уже в следующем году

В середине 2022-го новая система ЦБ будет готова к подключению кредитных организаций
Наталья Ильина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В Центробанке ожидают, что к середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента» (ЗСК), которая разделит предпринимателей на зоны риска по «антиотмывочному» закону. После вступления в силу закона о платформе ЗСК, которое планируется не позднее начала 2022-го, системе потребуется полгода на обкатку, заявили «Известиям» в регуляторе. Крупнейшие российские банки готовы в числе первых присоединиться к сервису. Однако у рынка есть вопросы к концепции разделения ответственности за отнесение клиентов к «красной» зоне.

Красный — высокий

Банк России уже разрабатывает программное обеспечение для платформы ЗСК, заявили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе рассчитывают, что закон о ее запуске будет принят в весеннюю сессию Госдумы и вступит в силу в конце этого — начале 2022-го. Затем примерно полгода потребуется на обкатку системы с рядом кредитных организаций и подключение остальных по мере готовности, пояснили в Центробанке, уточнив, что к середине следующего года к платформе смогут присоединиться все банки.

— Информация до них будет доводиться ежедневно через «личные кабинеты». Проект закона предполагает, что банк будет информировать клиента о том, что ему присвоен высокий уровень риска. Соответственно, у предпринимателей не будет необходимости в том, чтобы подключаться к платформе, — заявили в Банке России.

По предположениям ЦБ, запуск платформы позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес, в том числе — за счет сокращения превентивных ограничительных мер при выявлении незначительных и технических «антиотмывочных» рисков.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Справка «Известий»

Первая версия законопроекта о платформе ЗСК предполагала разделение банковских клиентов-юрлиц по принципу «светофора» в зависимости от риска по «антиотмывочному» законодательству. По предварительной оценке регулятора, около 99% компаний относятся к так называемой зеленой зоне, и только 0,7% из них — к красной. В новой версии законопроекта разделение по цветам заменили на градацию по уровню риска: высокий, средний и низкий. Подозрительным клиентам банк вправе отказать в обслуживании или заблокировать трансакцию.

Принять участие в пилотировании и обкатке платформы ЗСК готовы «Открытие», ПСБ, Росбанк, «Зенит» и УБРиР, заявили «Известиям» их представители. В крымском РНКБ и банке «Фридом финанс» сообщили, что рассмотрят присоединение к системе, когда станут известны технические требования.

Платформа будет полезной: она поможет устанавливать риск клиента с учетом оценки Центробанка, который имеет огромный опыт в подобных вопросах, а также видит всю цепочку движения денежных средств и соответственно владеет большей платежной информацией, считает начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В то же время введение новых технологий, как правило, не облегчает работу комплаенс-подразделения, подчеркнули в «Открытии». В кредитной организации пояснили, что платформа потребует дополнительной настройки и тестирования банковских систем, внесения изменений в программное обеспечение, доработки внутренних нормативных документов, а также построения новых процедур по взаимодействию с клиентами.

За блок ответишь

Банковское сообщество в целом поддерживает появление единой системы с информацией о риск-профиле юрлиц, однако к концепции платформы ЗСК есть вопросы, в том числе — относительно распределения ответственности за блокировку операций и счетов, а также за отказ в их открытии, рассказал «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Он пояснил, что по текущей версии законопроекта ЦБ направляет банкам информацию о надежности клиентов, которой те фактически обязаны следовать.

При этом в случае ошибки бизнес будет предъявлять претензии или даже подавать в суд непосредственно на банк. В итоге решение об отнесении клиента к «красной» зоне будет принимать регулятор, а нести ответственность придется кредитной организации, констатировал Алексей Войлуков.

Эти и другие замечания содержатся в отзыве на законопроект Национального совета финансового рынка — НСФР (есть у «Известий»). В документе говорится, что затраты на работу с платформой могут привести к росту стоимости банковских услуг, а также к увеличению времени на обработку трансакций, поскольку сверять группу риска придется перед каждой операцией.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По мнению рынка, наилучшим решением было бы сделать платформу ЗСК единой информационной системой, которую все финорганизации использовали бы наравне с другими каналами данных о клиентах, а не в качестве основного ресурса, предлагает председатель НСФР Андрей Емелин. Он добавил: другой радикальный вариант — установить монополию ЦБ на оценку рисков при одновременном принятии им ответственности за отнесение клиента к какой-либо категории риска. Но этот вариант еще более усугубит конфликт интересов внутри ЦБ как центра риск-менеджмента и органа надзора.

В Росфинмониторинге заявили «Известиям», что поддерживают законопроект о платформе ЗСК, поскольку дополнительное информирование кредитных организаций о рисках их клиентов полезно, особенно для средних и небольших кредитных организаций.

Повышения эффективности после внедрения платформы также ожидают в «Опоре России». Первый вице-президент бизнес-объединения Павел Сигал полагает, что блокировки происходят на основании веских доводов, но даже в этом случае у клиентов, попавших в «красную» зону, не возникнет существенных проблем с предоставлением доказательств.