Доля безналичных платежей россиян за повседневные покупки выросла на 5% за год — до 76%. При этом 13% граждан не используют бесконтактную оплату из соображений безопасности. Об этом говорится в исследовании платежного сервиса «Скрепка», результаты которого поступили в «Известия» в четверг, 25 марта.
Для исследования были изучены способы оплаты товаров в офлайн-супермаркетах и магазинах формата «у дома» по чекам пользователей приложения. На дополнительные вопросы ответили 3 тыс. пользователей сервиса. Возраст респондентов составлял 23–49 лет.
Причины роста безналичных платежей — последствия антикоронавирусных ограничений, а также развитие цифровых сервисов и программ лояльности российских банков и платежных систем.
Так, 55% россиян используют для оплаты покупок в офлайн-магазинах пластиковые карты, 21% — бесконтактные платежи, а 24% — наличные. Отказ от бесконтактных платежей с помощью сервисов Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay граждане объясняют привычкой покупки другими способами — 31%, отсутствием технологии NFC в телефоне — 22%.
В то же время для 14% опрошенных не важно, какой способ оплаты использовать.
Активнее всего пользуются бесконтактной оплатой жители Ханты-Мансийского автономного округа (84%), Хабаровского края (83%), Челябинской области и Санкт-Петербурга (по 79%), Тюменской области и Москвы (по 78%). Ленинградская и Московская области отстают от столичных показателей на 8 и 9% и составляют 70 и 69% соответственно.
Среди самых «наличных» регионов оказались Саратовская область (56%), Марий Эл (57%), Ставрополье (61%) и Краснодарский край (64%).
Генеральный директор «Скрепок» Алексей Шумилин отметил, что пандемия укрепила и углубила тренд на отказ от наличных и переход на электронные способы оплаты. Серьезное влияние оказало и развитие цифровых сервисов и программ лояльности.
Ранее в этот же день глава Банка России Эльвира Набиуллина на Junior PayTech Forum-2021 заявила, что онлайн-платежи стали повседневностью, осуществлять при помощи них различные операции гораздо проще, чем наличными. Она подчеркнула, что уже не помнит, когда в последний раз пользовалась наличными.
Накануне представители российских финансовых организаций сообщили «Известиям», что активно экспериментируют с внедрением биометрического модуля в банкоматы. Переоборудовать сеть АТМ в этом году начнет «Сбер». РСХБ планирует масштабный запуск сервиса идентификации по лицу в устройствах самообслуживания.