Строить и жить: Минстрой хочет менять цену строительных госконтрактов

Сможет ли отрасль приспособиться к волатильности цен
Софья Смирнова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Новый законопроект Минстроя РФ предусматривает рост стоимости долгосрочного госконтракта на 30%, если стройматериалы подскочат в цене больше чем на 5%. При этом госзакупка подорожает на 30%. В материале «Известий» — экспертная оценка инициативы министерства.

2020 год отмечен бумом строительства. При этом резко подскочили цены на стройматериалы: сказались повышенный спрос и ослабленный рубль. Поставщики госконтрактов оказались в незавидном положении: приходилось исполнять договоренности по установленным в результате торгов ценам. На практике это означало работать чуть ли не в убыток себе, чтобы только не попасть в реестр недобросовестных исполнителей.

За прошлый год цены на стройматериалы выросли. Например, на металл и металлические конструкции — на 15%. Рекордный скачок цен на арматуру — около 70% в середине 2020 года по сравнению с январем. Ситуацию удало–10%. Общий рост цен на стройматериалы Росстат оценил в 6,3% (данные на декабрь 2020 года в сравнении с декабрем 2019 года).

И если девелоперы мгновенно реагировали на изменение цен на 15–20%, поднимая стоимость конечного продукта на те же 20%, то цены на госконтракты оставались неизменными.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

С инициативой поднять стоимость строительных контрактов по 44-ФЗ чуть ранее выступил Антон Глушков, президент Национального объединения строителей, руководитель комиссии по вопросам ценообразования Общественного совета при Минстрое РФ.

Согласно проекту Минстроя, при подорожании стройматериалов, которые серьезно скажутся на конечной стоимости работ, на 5% и более необходимо пересмотреть цену контракта и срок сдачи. Поднять сумму госзакупки можно будет не более чем на 30% от изначальной.

От возможной коррупции авторы законопроекта предложили защититься процедурой согласования. Увеличить цену госконтракта можно будет только с разрешения правительства России, регионального правительства или местной администрации. Понадобится серьезное, аргументированное обоснование.

Минстрой настаивает на срочности и необходимости принятия этой и других мер. Кроме поддержания законодательной инициативы, Минстрой РФ намерен подсчитать индекс изменения сметной стоимости строительства на I квартал текущего года, основываясь на динамике стоимости материалов за декабрь 2020 — январь 2021 года. По подсчетам Минстроя, рост цен на металлопрокатную продукцию спровоцирует повышение соответствующих индексов на 9–10%. Повлиять на цены и исключить спекуляцию в цепочке поставок на металлопродукцию пытается рабочая межведомственная группа.

Никак иначе

Регулирование стоимости госконтрактов — вынужденная мера, уверен аналитик SoftLink Дмитрий Лукашов. «Например, с лета прошлого года на мировом биржевом рынке сталь подорожала почти в 2,5 раза, а с начала текущего года — на 18–20%. Прибавили в цене и другие стройматериалы. Сложно сказать, продолжится ли такая тенденция, но инициатива Минстроя выглядит разумной».

Фото: РИА Новости/Антон Вергун

Эксперт видит еще одну причину варьировать цену госконтрактов: они «оцениваются в рублях, а рубль сейчас демонстрирует тенденцию к ослаблению. Таким образом, кроме волатильности мирового рынка нужно будет еще учитывать и валютные риски».

Подорожание госконтракта — естественное следствие подорожавшего за время строительства объекта и, соответственно, стройматериалов. «Я не считаю, что стоимость госконтракта может быть завышена, поскольку формируется за счет действия объективных, рыночных факторов и в условиях прозрачной конкуренции. Тем не менее избежать роста внутрироссийских цен не только на стройматериалы, но и на топливо, продовольствие и прочие товары теоретически возможно при помощи таких монетарных методов, как укрепление курса рубля к доллару и евро, а также за счет льготного кредитования или субсидирования», — заключает Лукашов.

Появится лазейка

Государственный контракт, особенно в сфере строительства, — очень дорогостоящий проект со сложным финансированием: полностью или частично с субсидиями из федерального бюджета, а также из регионального, местного бюджета, напоминает Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult. «Нормальные сроки исполнения — 3, 5, 10 лет. В финансовом выражении это миллиарды рублей, и повышение общей стоимости контракта на каждый процент — это десятки миллионов рублей, которые фактически позволят варьировать, если инициативу одобрят. А как правило, чем дороже проект и чем дольше он реализуется, тем слабее контроль за исполнением и финансированием».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

«Процедура получения разрешения у контролирующего или исполнительного органа власти на данный момент кажется не совсем прозрачной. Однако нужно будет посмотреть, как это будет реализовано. Оценить обоснование способен только совет из опытных экспертов в ценообразовании стройматериалов и строительстве, а независимого аудита, как я понимаю, процедура не предполагает», — добавила Екатерина Косарева.

Слишком большой разброс

Считается, что стоимость проекта не должна меняться в зависимости от колебаний цены на стройматериалы. Обычно в смете есть некий «люфт», погрешность для этого, но это никак не 30%, которые допускаются в проекте Минстроя, отмечает Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«Но треть стоимости проекта — это слишком много для погрешности, и сразу возникают мысли, а не хотят ли застройщики спрятать свои ошибки в этот люфт. Например, в эту погрешность легко поместить завышенную стоимость стройматериалов. Проверить это можно, но сложно, особенно если проект объемный и долгосрочный. Любой шаг, увеличивающий стоимость проекта, будет вызывать подозрения в обоснованности и практичности».

Эти вероятные 30% всё время будут «в уме» при разыгрывании торгов. «Строительный рынок пока останется в том же виде, что и сейчас, то есть в тендерах на строительство будет побеждать тот, кто делает дешевле и в срок. Однако бюджеты могут занижаться искусственно, если проект Минстроя получит право на жизнь и погрешность в виде 30% будет допустима», — подытоживает Бодрова.