Депутаты Львовского облсовета решили присвоить местному стадиону имя Степана Бандеры. Соответствующее обращение к правительству подписали 68 народных избранников. Сразу после голосования Украинская ассоциация футбола во избежание международного скандала перенесла ближайшие матчи национальной сборной из Львова в Киев. «Известия» разбирались, почему о Бандере вспомнили именно сейчас.
Руина имени Бандеры
Львовский облсовет обратился к правительству страны с просьбой присвоить стадиону «Арена Львов» имя лидера украинских националистов Степана Бандеры. Авторы считают, что переименование «благотворно повлияет на формирование национального сознания и патриотического воспитания молодежи». Инициативу поддержали 68 из 75 народных избранников.
Автор инициативы, депутат от партии «Европейская солидарность» Соломия Работицкая рассказала, что о Бандере она вспомнила по нескольким причинам. Одна из них — желание «потроллить» поляков. По мнению Работицкой, Варшава слишком много внимания уделяет памяти сограждан, погибших от рук украинских националистов. Народную избранницу, в частности, возмутили траурные мероприятия, посвященные массовому убийству в селе Гута Пеняцкая. Там в 1944 году военнослужащие дивизии СС «Галичина» и бойцы УПА (запрещена в России) заживо сожгли около тысячи поляков.
Вторая причина — стремление поддержать Тернополь, где в начале марта местную спортивную арену назвали именем Романа Шухевича. «Мы должны отстаивать своих героев и чтить историческую память. Поляки должны учитывать, что сейчас идет российско-украинская война, и быть союзниками Украины, а не манипулировать и играть на исторических фактах», — сказала Работицкая, хотя не пояснила, как ее предложение поможет украинско-польскому единству.
Инициатива львовских депутатов вызвала разную реакцию в соцсетях. Одни пользователи обрадовались и зачем-то стали ждать реакцию России. «Вот у наших соседей пригорит», — написал один комментатор. Другие отказались понимать решение. «Не помню такого футболиста. Он за «Карпаты» играл?» — поинтересовался другой пользователь. «На выходных хотел пробежаться вокруг арены. Разочарованию не было предела! На территории стадиона среди брусчатки выросли большие сорняки, штукатурка отваливается, краска выгорела и отшелушивается, стадион разрушается на глазах. Если это проигнорировать, то через год будем иметь руину имени Бандеры», — пожаловался третий комментатор.
На память о гауптмане
В начале марта в Тернополе местному стадиону присвоили имя другого лидера украинских националистов, Романа Шухевича. Изначально с инициативой выступил мэр города Сергей Надал. Свое предложение градоначальник объяснил тем, что главнокомандующий УПА «был не только образцовым командиром, но и хорошим спортсменом и лидером во многих видах спорта». 5 марта, в годовщину убийства Шухевича, горсовет Тернополя единогласно поддержал предложение мэра.
Роман Шухевич в 1941–1942 годах в звании гауптмана был одним из руководителей батальона «Нахтигаль». Соединение участвовало во львовском погроме, в результате которого погибли 4 тыс. евреев. В 1943 году Шухевич возглавил Организацию украинских националистов (ОУН, запрещена в России). Боевики ОУН занимались в том числе истреблением поляков. Кульминации карательные операции достигли в июле 1943 года. Тогда отряды ОУН атаковали около 100 польских населенных пунктов. Жертвами стали 100 тыс. человек, главным образом женщины, дети и старики. Эти события получили название Волынской резни.
Неудивительно, что присвоение стадиону в Тернополе нового названия спровоцировало международный скандал. Посол Израиля на Украине Джоэль Лион потребовал отказаться от переименования. «Мы решительно осуждаем решение Тернопольского горсовета присвоить городскому стадиону имя печально известного гауптмана СС Романа Шухевича. Требуем немедленной отмены этого решения», — написал он, а также разместил фотографию Шухевича в немецкой военной форме.
В Польше переименование также не оставили без внимания. Институт нацпамяти выступил с заявлением, в котором назвал Шухевича одним из особо ярых сторонников жестоких чисток и физического уничтожения польского населения. «Антипольская этническая чистка, проведенная украинскими националистами, носила характер геноцида», — говорится в заявлении. Кроме того, мэрия польского города Замостье разорвала партнерские отношения с Тернополем. В частности, отказалась от финансирования проекта по сохранению совместной истории, на который собирались выделить €70 тыс.
В МИД Украины ответили, что считают сохранение национальной памяти приоритетом государственной политики. «Дискуссии в этой сфере должны проходить на уровне историков. Дипломатам следует работать над укреплением дружбы и взаимного уважения между народами, а не наоборот», — отметил пресс-секретарь ведомства Олег Николенко. Мэр Тернополя назвал посла Израиля «заложником советской историографии». В горсовете Тернополя позже сообщили, что пересматривать решение не собираются.
Борьба за избирателя
Два ближайших матча сборная Украины по футболу собиралась провести как раз во Львове. После обращения облсовета Украинская ассоциация футбола перенесла встречи в Киев. Переименование в Тернополе тоже не прошло незамеченным для футбольных властей. Неправительственная организация «Центр Симона Визенталя» попросила ФИФА отреагировать. Авторы обращения призвали запретить проведение матчей на арене до отмены решения местных депутатов.
Политолог Александр Семченко в беседе с «Известиями» говорит, что политики на западной Украине руководствуются одним мотивом. «Реальная цель — позлить соседей. Конечно, это такое специфическое мышление, характерное для региона. Действуют исходя не из своих нужд и интересов, а с оглядкой на другие страны», — отмечает эксперт.
Он добавляет, что украинское законодательство предусматривает наказание за пропаганду нацизма. «Соответствующая статья предполагает до 10 лет лишения свободы и конфискацию имущества. Шухевич — военный преступник, который состоял в организации, которая признана преступной Нюрнбергским трибуналом. Но, конечно, никто из чиновников и депутатов наказания не понесет», — говорит Семченко.
Политолог Константин Бондаренко считает переименования провокацией сторонников бывшего президента Украины Петра Порошенко. «Центральной власти, президенту Зеленскому придется реагировать. Но поддержать переименование Киев не может — решение негативно воспримут многие украинцы, а также Польша с Израилем. Не поддержать тоже нельзя, ведь тогда националисты обрушатся на Зеленского с критикой за то, что он не «уважает героев», — подчеркивает Бондаренко. Он добавляет, что социологи в январе-феврале зафиксировали рост популярности действующего президента на Западной Украине. «Вероятно, Порошенко решил таким образом отвоевать избирателя», — заключает эксперт.