На следующей неделе лидеры Евросоюза обсудят дальнейшую стратегию Брюсселя по отношению к России. Как рассказали «Известиям» в Еврокомиссии, в основе этой дискуссии будут лежать те принципы, которые ЕС принял пять лет назад. Вместе с тем, судя по словам опрошенных «Известиями» европарламентариев из Италии, Германии и Франции, единого взгляда на контакты с РФ в союзе нет и это может стать причиной, по которой новую концепцию лидеры не примут и останутся при прежнем подходе.
Новый ли подход
Евросоюз продолжает обсуждать то, как ему дальше общаться с Россией. Как рассказали «Известиям» в Еврокомиссии (ЕК), отношения между Москвой и Брюсселем Евросовет рассмотрит на следующей неделе — на встрече 25–26 марта. При этом комментировать суть текущих внутренних дискуссий в ЕК отказались.
— [Обсуждение Евросовета станет] продолжением дискуссии в Совете ЕС по иностранным делам, прошедшем в феврале. Тогда министры сошлись на том, что свою актуальность сохраняет реализация пяти руководящих принципов, а также более широкого подхода к противодействию, сдерживанию и сотрудничеству с Россией там, где это необходимо, — подчеркнули в ЕК.
О том, что связи с Москвой надо пересматривать, в Брюсселе заговорили в январе 2021 года — на пике очередного обострения двусторонних отношений, спровоцированного инцидентом с Алексеем Навальным. Визит главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Россию в феврале, который в ЕС единогласно расценили как провальный, лишь утвердил еврочиновников в том, что на российском направлении надо что-то делать. Однако единого мнения на этот счет среди 27 стран-членов и руководства ЕС нет.
Как сообщило 13 марта агентство Bloomberg, посол Евросоюза в России Маркус Эдерер на недавней встрече с Жозепом Боррелем предложил принципиально пересмотреть нынешнюю позицию ЕС. По информации издания, дипломат назвал действующую стратегию «устаревшей и чересчур сосредоточенной на конфликте с Украиной». «Известия» обратились в представительство Евросоюза в Москве с просьбой подтвердить или опровергнуть эту информацию — там ее не прокомментировали.
Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Набила Массрали также отказалась комментировать темы, которые обсуждали дипломаты. Она лишь отметила, что участники встречи сошлись во мнении: нынешний подход, а именно пять руководящих принципов, свою актуальность не утратил.
Исходя из дипломатических записей с той встречи, о которой пишет Bloomberg, за сохранение нынешнего подхода выступает большинство членов Евросоюза, в частности Германия, а также страны Балтии и значительной части Восточной Европы. Некоторые участники предложили свои варианты сфер, где Евросоюз мог бы вести избирательное взаимодействие с Москвой: Италия высказалась за «экономическое сотрудничество и региональные конфликты», Германия — за борьбу с изменением климата при «скоординированном трансатлантическом подходе». Наиболее жесткую линию отстаивали Польша и страны Балтии, а вот Кипр попросил проанализировать, насколько эффективны действующие антироссийские санкции.
В российском МИДе, комментируя эту информацию, заявили, что давать какую-либо оценку каждому заявлению Брюсселя смысла нет. «Если раньше эти шорохи что-то означали, то на сегодняшний момент они являются индикаторами глобального тупика в Евросоюзе в осмыслении как своего положения в мире, так и взаимоотношений с различными регионами нашей планеты», — сказала официальный представитель ведомства Мария Захарова в передаче «Соловьев LIVE». Что касается работы с ЕС, то на этот счет дипломат выступила с классической формулировкой: «Мы за взаимодействие на равноправной и взаимоуважительной основе».
В марте 2016 года по следам украинского кризиса и крымских событий Евросоюз утвердил пять основополагающих принципов политики ЕС в отношении России. Их назвали принципами Федерики Могерини — в честь тогдашней главы европейской дипломатии. Такой подход к РФ в Евросоюзе действует до сих пор.
Они сводятся к следующим пунктам:
1. Полная реализация минских соглашений, без которой качественное развитие отношений будет невозможно.
2. Укрепление контактов в рамках программы Восточного партнерства с такими странами, как Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия.
3. Обеспечение устойчивости ЕС в сфере энергетической безопасности.
4. Развитие сотрудничества с РФ по отдельным направлениям международной повестки, которые представляют интерес для Евросоюза (Иран, Сирия, Ближний Восток в целом, миграция, борьба с терроризмом, климатические изменения и проч.).
5. Поддержка со стороны ЕС российского гражданского общества и связей между людьми.
Градиент мнений
Единого взгляда на то, как вести себя с Москвой дальше, нет и среди европейских законодателей — в том же Европарламенте (ЕП) взгляды политиков располагаются между двумя крайностями: «нет иного подхода, кроме пяти принципов» и «пять принципов были ошибкой с самого начала».
— ЕС неоднократно подтверждал актуальность этого подхода и свое намерение укреплять его. Пять лет спустя после его одобрения в условиях изменившейся политической обстановки необходимо проанализировать полученные результаты и предстоящие вызовы, — сказала «Известиям» член делегации ЕП по отношениям с Россией, итальянский политик Элизабетта Гуальмини. — Исходя из этого, нам надо избежать ситуации абсолютной конфронтации между Брюсселем и Москвой. Поэтому, несмотря на недавние дипломатические трения, важно проводить выборочное вовлечение в таких чувствительных сферах, как изменение климата и контртерроризм.
По ее словам, в нынешних условиях особый акцент необходимо сделать на пятом пункте принципов Могерини — на межчеловеческих контактах. Сейчас это необходимо как никогда, подчеркнула Элизабетта Гуальмини.
Есть среди европейских политиков и те, кто уверен: европейские санкции в отношении РФ не работают, двустороннее сотрудничество по глобальным вопросам стало жертвой дипломатических разногласий, а применение пяти основополагающих принципов оказалось сопряжено со множеством трудностей.
— Текущие трения и взаимная подозрительность на политическом уровне едва ли способствуют торговому, культурному и межличностному взаимодействию, — сказал «Известиям» участник той же делегации, германский депутат Гуннар Бек. — Помимо всего прочего Россия — ключевая страна-транзитер для тех, кто направляется в ЕС из таких государств, как Афганистан и Пакистан. Сотрудничество в этой сфере также затормозилось из-за морального империализма ЕС, который лежит в подтексте пяти принципов.
По мнению политика, двусторонние отношения могут улучшиться только в том случае, если Евросоюз начнет придерживаться более реалистичного подхода: в частности, примет статус-кво в ситуации с Крымом и будет более открытым, когда речь заходит о поисках путей долгосрочного урегулирования украинского кризиса. Также одним из препятствий к улучшению двусторонних отношений стали нотации Брюсселя в адрес Москвы о правах ЛГБТ, верховенстве закона и демократических ценностях, считает политик. Евросоюзу необходимо лучше чувствовать реальность и больше уважать принципы национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран, подытожил Гуннар Бек.
Есть среди европейских политиков и те, кто ратует за полный отказ от пяти принципов. Так, по словам члена комитета ЕП по международным делам, французского политика Тьерри Мариани, Евросоюз должен отринуть подход, который «принижает российские интересы и при этом тратит деньги налогоплательщиков на любое лицо или группу людей, враждебных Владимиру Путину, под предлогом помощи гражданскому обществу».
— ЕС также надо остановить политику расширения, поняв, что слишком быстрая интеграция новых страны, к тому же сопряженных с НАТО, превратила его в вассала Соединенных Штатов, — сказал «Известиям» депутат.
По мнению Тьерри Мариани, Брюсселю и Москве следует начать с того, чтобы отменить санкции в отношении друг друга. Есть области, в которых стороны должны достичь сближения: например, когда Россия борется с терроризмом в Сирии или выступает против действий Америки на Балканах. В интересах Европы к ней в этом присоединиться, уверен политик.