Больше 150 оперных партий, 4 тыс. представлений, 50 лет выступлений в одном из главных мировых театров, 31 номинация на Grammy и семь побед. Это лишь немногие из достижений Пласидо Доминго. Но главное — он остается самым известным в мире тенором, хотя в последние годы предпочитает баритоновый репертуар. В прошлом году у него началось масштабное сотрудничество с Большим театром, причем в качестве дирижера. В день 80-летия маэстро «Известия» вспоминают его путь — от дебюта в Мехико до романа с Москвой.
Пласидо Доминго родился в Мадриде, но в восьмилетнем возрасте оказался с семьей в Мексике, где впоследствии получил консерваторское образование и дебютировал на оперной сцене. Эта биографическая модуляция будто предсказала его будущую жизнь: на протяжении всей своей карьеры он будет разрываться между двумя континентами. И, вероятно, даже ему самому не под силу ответить, европеец он или американец.
Артист мира
В 1961-м 20-летний Доминго дебютировал в США, а уже год спустя, женившись на певице Марте Орнелас, отправляется в Израиль и до 1965-го поет вместе с ней в Тель-Авиве. Затем — очередной бросок в Штаты, кульминацией которого стал выход на сцену нью-йоркской Metropolitan Opera в 1968-м. С тех пор в течение полувека он выступал там каждый сезон, а открывал его — 21 раз, побив рекорд Энрико Карузо. Это не мешало строить певцу карьеру и в Европе, причем не менее интенсивно. Сложно представить, сколько раз за свою жизнь ему пришлось пересечь Атлантику!
Человеком мира Доминго оказался и в творчестве. И в этом одно из его главных отличий от самого известного коллеги — Лучано Паваротти. Тот пел почти исключительно итальянский репертуар. Тогда как Пласидо отнюдь не ограничивался Верди, Доницетти, Беллини и Пуччини, но с готовностью брался и за французскую оперу, и за немецкую, и за американскую, и даже за русскую.
— Мне безумно нравится петь по-русски! Германа в «Пиковой даме» я обожаю, — признавался артист «Известиям».
Впрочем, если Чайковский в его репертуаре возникал все-таки эпизодически, то к Вагнеру он обращался регулярно, сломав устоявшиеся представления о том, что для южных голосов, взращенных на бельканто, партии автора «Кольца нибелунга» губительны. Тангейзер, Лоэнгрин, Зигмунд, Парсифаль... Доминго перепел почти всех вагнеровских теноровых героев. А в 68 лет и вовсе решил замахнуться на Тристана — правда, только на студийной аудиозаписи.
Но лучше всего Доминго не только слушать, но и смотреть. На сцене он — идеальное воплощение мифологического персонажа: благородный, мужественный, романтически-красивый и порывистый. Оцените, например, видео «Валькирии» 1994 года из театра La Scala — компанию Доминго-Зигмунду составляет там Вальтрауд Майер в роли Зиглинды, а за дирижерским пультом стоит Риккардо Мути.
Но, конечно, в первую очередь Доминго — все-таки «итальянец». И здесь какую оперу не возьми — он, скорее всего, в ней пел. В этом тоже его всеядность. Артист не ограничивался хитами и брался, например, за такие раритеты Верди, как «Ломбардцы в крестовом походе», «Луиза Миллер» или «Стиффелио». И везде был убедителен, харизматичен, ярок. Пожалуй, вокал Доминго не столь легок и сладок, как у Паваротти, но зато его голос буквально излучает внутреннюю силу. Да и верхнее «до» ему в лучшие годы было подвластно, хотя, признаем, Пласидо его избегал.
Казалось бы, во второй половине жизни можно было остановиться, перестать наращивать репертуар. Но даже на восьмом десятке он продолжает осваивать новые партии — уже в ином вокальном амплуа. С возрастом его голос стал немного ниже, тембр загустел, и с 2012 по 2018 год он исполнил баритоновые роли в девяти операх Верди, выучив текст с нуля. Немыслимая работоспособность для человека, разменявшего восьмой десяток!
Он и сам не скрывает, что является классическим трудоголиком.
— Не могу жить без музыки, как без воздуха. Уезжая в отпуск всего на пару недель в году, я не раз обещал себе по-настоящему отдохнуть, просто-таки не раскрывать рта. Но уже через три дня ловил себя на том, что пою в душе и сам себе задаю вопрос: «Что же ты делаешь? Сегодня не твой выход», — признавался Доминго «Известиям».
Один за всех
Если ценители оперы со всего мира полюбили Доминго еще в конце 1960-х годов, то суперзвездой для массовой аудитории он стал уже в начале 1990-х, благодаря проекту «Три тенора». Да, в этом ансамбле он всегда считался номером два — сколь бы ни высок был его авторитет, именно Паваротти стал в общественном сознании душой «Трех теноров». Более того, символом оперной музыки вообще. Но после 13 лет стадионных триумфов союз распался.
И лишь Доминго продолжал так же активно выступать на футбольных полях и открытых амфитеатрах, собирая десятки тысяч зрителей и с удовольствием пел вместе другими звездами (вспомним триумфальный вечер 2006 года на стадионе Вальдбюне, где компанию ему составили Анна Нетребко и Роландо Вильясон). И после смерти Паваротти в 2007-м его статус первого среди равных сомнению уже не подлежал.
Трех теноров часто обвиняли в «опопсовлении» оперы, превращении высокого элитарного искусства в развлечение для толпы. Но Доминго никогда не был снобом. Напротив, с готовностью соглашался и на более экстравагантные авантюры. Поучаствовать в создании и озвучании серии «Симпсонов»? Без проблем. Певец, по его признанию, даже к сценарию приложил руку, поскольку первоначальный вариант его не устроил. Выступить футбольным комментатором во время матча «Реал Мадрид»? Почему бы и нет! В XXI веке он — главный посол оперного мира, неутомимый популяризатор. И тем не менее, сказать, что Доминго променял овации знатоков на медийную славу и деньги — нельзя.
— Не знаю, когда уйду с оперной сцены. Конечно, это очень тяжелое дело. Концерты гораздо проще. И с материальной точки зрения концерты более привлекательны. Но живу я именно на сцене, — признавался певец «Известиям». Верен он этому принципу и по сей день.
Впрочем, не сворачивая собственную карьеру, Доминго уже много лет помогает строить карьеры другим вокалистам. С 1993 года он организует конкурс «Опералия» для молодых певцов (в 2011 году он, кстати, прошел в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), на котором в свое время зажглись такие звезды, как Роландо Вильясон, Хосе Кура и Эрвин Шротт.
По обоюдному желанию
К девятому десятку Доминго подошел в статусе патриарха, суперзвезды и всеобщего любимца. И, казалось, его безупречную репутацию в принципе невозможно поколебать. Но это удалось движению #metoo: в середине 2019 года в адрес 78-летнего певца прогремели обвинения от девяти женщин в сексуальных домогательствах. Причем, все они касались эпизодов, якобы произошедших десятилетия назад. Доминго проявил благородство и в этой ситуации: не стал защищаться, но принес публичные извинения всем, кого могло когда-либо задеть его поведение, подчеркнув, однако, что в какие-либо любовные связи вступал только по взаимному согласию.
И хотя многие коллеги по цеху выступили в защиту артиста, сам он решил обезопасить те институции, с которыми сотрудничал, — в первую очередь, американские, где даже недоказанные обвинения в харассменте в последние годы стали черной меткой. Он оставил пост главы Лос-Анджелесской оперы и впервые за полвека не вышел на сцену Нью-Йоркской. Директор The Met — Питер Гелб — признавался, что это решение сильно облегчило ему жизнь, избавив от неприятной задачи самому разорвать контракт с корифеем.
Но где Доминго были по-прежнему рады, так это в Москве. И сегодня уже понятно: сам певец не то чтобы проиграл, сократив сотрудничество с The Met, по которому пандемия нанесла сокрушительный удар, и нарастив — с Большим театром. Вот тут уж точно всё было по взаимному желанию. Благо, в России не сомневаются в его невиновности.
— Подобного рода обвинения прежде всего должны быть доказаны. Пласидо Доминго — великий музыкант. Почему мы не должны с ним сотрудничать? Проблема харассмента, конечно, есть, но бороться с ней можно единственным способом: знаете такой факт — найдите смелость о нем заявить и доказать это в суде. И желательно в момент, когда это произошло, а не спустя десятки лет, — аргументировал «Известиям» свою позицию гендиректор Большого Владимир Урин.
Доминго дебютировал в Большом в октябре 2020 года с оперой «Манон Леско», но не в вокальном, а в дирижерском амплуа. Впереди — «Богема», где маэстро так же встанет за пульт в оркестровой яме. Но русские поклонники смогут увидеть его и на сцене: в шедеврах Верди «Дон Карлос» и «Травиата» он исполнит баритоновые партии. Все эти премьеры запланированы на текущий 245-й сезон.
К России у Доминго вообще отношение особое. Он до сих пор с восторгом вспоминает свои первые гастроли в СССР 1974 года.
— Люди на улицах были очень мрачными и неприветливыми. Но, Боже, какими же восторженными и благодарными они оказались в театре! Нескончаемую овацию после «Тоски» я не забуду никогда. А после спектакля до гостиницы меня провожала толпа — наверное, человек пятьсот. Все старались мне что-то подарить — шоколадку, цветы, матрешки. Было невероятно трогательно. Охрана — московские полицейские — вела себя крайне грубо. Чтобы они не трогали людей, мне приходилось кричать: «Net, tovarisch! Net!» — вспоминал артист в беседе с «Известиями». — Сейчас, конечно, Москва сильно изменилась. Люди на улицах улыбаются гораздо чаще, а девушки носят очень коротенькие юбочки. А я бы многое отдал еще за одну «Тоску» в том Большом театре. Такое искреннее радушие дорого стоит.
В ближайшие месяцы Пласидо Доминго еще не раз сможет насладиться русским радушием. И — снова почувствовать себя триумфатором. Его не сломил ни коронавирус (в прошлом году артист переболел им), ни обвинения, ни возраст. Но ведь мифологические герои и должны быть непобедимыми?