Шутка мора: мемы про коронавирус лайкают в пять раз чаще других

Почти половина изображений носит отрицательную эмоциональную окраску
Ольга Коленцова
Фото: Global Look Press/Ashraf Amra

Смешные изображения в интернете, посвященные разным аспектам пандемии COVID-19, находят сильный эмоциональный отклик у россиян. Их лайкают в пять раз чаще, чем другие мемы. Чуть больше половины картинок носят добрый юмористический характер — например, шутки над собой, отношениями, самочувствием и даже экономикой. Но многие изображения злые и сатирические, особенно часто они касаются карантинных мер и проблем с медициной. Эксперты считают, что в основном мемы и юмор помогают справиться со стрессом, однако у излишне нервных людей они могут усугубить тревожное состояние.

Смехотерапия

Ученые из Российской академии образования решили исследовать мемы, посвященные теме коронавируса. Они изучали изображения в социальной сети «Одноклассники». Это российская сеть, уровень активности ее аудитории на втором месте после «ВКонтакте». На протяжении недели авторы работы ежедневно подсчитывали и анализировали мемы, появляющиеся в ленте пользователей. Всего специалисты изучили больше 4 тыс. картинок.

Оказалось, что число мемов о коронавирусе составляет пятую часть от общего числа. В среднем они получали по 153 лайка. Изображения других тематик пользователи одобряли в пять раз реже.

Исследователи разделили мемы на 11 тематических категорий. Все они носили выраженный юмористический характер, но в 57% случаев они отражали добрый юмор, несущий эмоционально положительную окраску, а в остальных — негатив и злую сатиру.

Наиболее многочисленную группу мемов исследователи обозначили как «юмор над собой». Они отражают аспекты пандемии, которые либо сами по себе вызывают смех, либо провоцируют людей на определенные действия, в итоге приводящие к комическим ситуациям. В нее попадали изображения в основном положительной эмоциональной направленности (83%), основная цель которых — развеселить, поднять настроение.

Вторую группу авторы обозначили как мемы, отражающие различные аспекты ограничений, связанных с коронавирусом. Эта категория занимает первое место по количеству полученных лайков. Изображения отражают негативное отношение к введенным ограничениям, их бессмысленность. Похожа на них категория, которая отражает мнение о действиях чиновников в условиях коронавируса. Все мемы этой группы носят эмоционально отрицательный характер и отражают недовольство людей позицией власти, ее бессилием перед эпидемией и неэффективностью или бессмысленностью принятых мер.

— Надо сказать, в целом россияне отличаются большей лояльностью к правительству, чем, например, граждане европейских стран, — отметил старший научный сотрудник кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета Иван Горбунов. — Выражение недовольства в интернете вызвано скорее раздражением на сложившуюся ситуацию, чем «обидами» на правительство. В целом люди понимают, что ситуация с пандемией безвыходная и жертвы в любом случае будут: человеческие, экономические... Так исторически сложилось, что россияне довольно стойко переносят бедствия и не склонны винить власть абсолютно во всех проблемах. Юмор, в том числе и злая сатира, помогает справиться с ощущением беспомощности перед пандемией.

Проявить чувства

Менее многочисленные группы изображений посвящены экономическим сложностям, аспектам здоровья и самочувствия, отношениям между партнерами, надеждам на завершение пандемии, мнению о международной политике. Последняя категория картинок посвящена способам лечения. Рассказывая о домашних и народных средствах от коронавируса, эти мемы косвенно обвиняют современную медицину в ее слабости. Здесь уже только половина мемов носит положительную эмоциональную окраску, а рост их количества, по мнению авторов, может спровоцировать депрессивные и панические настроения.

— Есть такое выражение: «ожидание смерти хуже самой смерти», — отметила врач-психотерапевт Московского научно-практического центра наркологии Любовь Шишенкова. — Больше всего люди, пожалуй, боятся именно умереть. Учитывая постоянные сообщения СМИ об опасности и смертности от COVID-19, неудивительно, что население охватывает неосознанный страх, который может перерасти в панику. Но эмоциональная реакция этот стресс смягчает — неважно, посмеялся человек, поплакал, разозлился — он как-то выразил свои чувства. Поэтому, на мой взгляд, просмотр картинок, вызывающих яркую эмоциональную реакцию, вне зависимости от ее направленности, пойдет на пользу психологическому состоянию.

Воздействие зависит от того, как человек сам относится к сложившейся ситуации, добавил доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Рикель.

— Мемы попадаются на глаза постоянно, от них никуда не деться, учитывая, сколько времени люди проводят в социальных сетях, — пояснил эксперт. — И если человек принадлежит к «тревожной группе» или реально пострадал от тех или иных последствий пандемии COVID-19, картинки будут усиливать нервозность и выступать раздражающим фактором.

Как заключили авторы работы, тема коронавируса имеет первоочередное значение для россиян и все появляющиеся мемы так или иначе будут влиять на представления о болезни, отношение к сложившейся ситуации и поведение людей.