Большая часть бизнеса готовится к продлению противоэпидемических мер еще на 1–2 года, следует из совместного доклада PwC и аналитического центра НАФИ. Так, 75% опрошенных предпринимателей, как крупных, так и небольших, планируют сохранить масочный режим на этот период. Треть респондентов заявили о продлении удаленки. Впрочем, несмотря на скепсис относительно длительности пандемии, большая часть опрошенных не собирается сворачивать бизнес: 51% заявил о неизменности или даже увеличении планов по инвестициям.
Скептицизм и оптимизм
PwC и НАФИ провели исследование инвестиционных настроений предпринимателей на ближайшую перспективу. Аналитики опросили 1001 руководителя российских компаний, в интервью приняли участие представители малого (с оборотом 121–800 млн рублей), среднего (0,8–2 млрд) и крупного (от 2 млрд и выше) бизнеса.
Судя по результатам исследования, подавляющее большинство респондентов весьма скептически относится к скорому завершению пандемии. 75% бизнесменов готовятся к продлению масочного режима на 1–2 года и уже запланировали обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты. Примерно треть опрошенных ориентируется на сохранение удаленки на этот срок и на вакцинацию персонала.
Вместе с подготовкой к продлению противовирусных мер бизнес адаптирует к «новой реальности» и свои инвестиционные планы. По мнению 81% респондентов, деловой климат в стране в период пандемии изменился в худшую сторону. Впрочем, в разрезе исключительно крупного бизнеса, 55% опрошенных полагают, что, хотя перспективность вложений в РФ и снизилась в разгар кризиса, сейчас она уже восстановилась.
Несмотря на ухудшение инвестиционного климата, большая часть руководителей не планирует «сворачивать» бизнес. В общей сложности 51% опрошенных заявили о неизменности инвестиционных планов по суммам, хотя их структуру и пришлось пересмотреть. Из них 11% заверили, что решили даже нарастить вложения по сравнению с намерениями до пандемии.
Более того, половина предпринимателей готовится инвестировать в выход на новые рынки в ближайшие 1–2 года. В 2020-м в экспансию вложились 39% респондентов.
Впрочем, 41% всё же пришлось снизить инвестиционные амбиции, причем у 11% из них планы были «полностью разрушены».
Коронавирус внес свои коррективы и в текущую работу компаний. 67% организаций вынуждены были пересмотреть подходы к распоряжению ресурсами в сторону их более экономного использования, почти каждая вторая компания изменила договоренности с поставщиками и перешла на удаленный формат работы. Около 40% пришлось менять численность персонала и искать новых сотрудников, 16% были вынуждены задерживать зарплату, 12% — перезаключать договоры с работниками старше 55 лет (в зоне особого риска коронавируса).
Потерять и найти
Намерение компаний сохранить масочный режим на ближайший год или даже дольше совершенно правильное: пока никаких открытий о неэффективности масок не сделано, а эпидемия продолжается, уверен главный исполнительный директор по индустрии здравоохранения Сбербанка Юрий Крестинский.
Впрочем, по его мнению, пандемия пойдет на спад быстрее, чем ожидает большинство российских фирм. Хотя, возможно, это произойдет не во всей стране сразу — какие-то регионы восстановятся позже.
Совокупное падение инвестиций в основной капитал в 2020 году составит не более 6–8% относительно показателей 2019 года, оптимистичен председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.
Рисков того, что в 2021 году Россия не выйдет на прогнозируемые Минэкономразвития темпы прироста в 2,7–3,3% ВВП, на данный момент нет, добавил он. В следующем году правительство сделает ставку на увеличение госинвестиций, что придаст импульс развитию экономики и, в частности, увеличению вложений коммерческих организаций.
Данные опроса PwC полностью отражают актуальную ситуацию, а спад инвестиционных настроений был ожидаем, заявил директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев. В существующих условиях большой неопределенности делать вложения для многих предпринимателей практически бессмысленно. Впрочем, преимущество российской экономики в том, что в ней превалируют инвестиции крупных компаний, которые не показали драматичного снижения на фоне коронавируса, добавил экономист. Поэтому и падение ВВП по итогам этого года будет не столь сильным, как в других странах мира, резюмировал Алексей Ведев.
«Известия» также обратились к крупнейшим российским предприятиям с просьбой уточнить, какие именно коррективы внесла пандемия в их деятельность и планы по инвестициям на ближайшую перспективу.
В «Фосагро» заявили, что компании удалось сохранить инвестпрограмму на запланированном уровне в 36–38 млрд рублей. В то же время там подтвердили, что структуру финансовых потоков пришлось поменять: 3 млрд рублей было направлено на противодействие COVID-19 в городах присутствия, но удалось и сэкономить, например, на командировках и отказе от участия в выставках.
В группе Х5 отметили, что ситуация, связанная со вспышкой коронавирусной инфекции, изменит розничную торговлю продуктами питания как отрасль экономики, что создаст как серьезные риски, так и новые возможности. В частности, ритейлер сократил программу реконструкции магазинов в этом году на 40%, и еще на 20% — планы по открытию новых. Но группа вложилась в онлайн-торговлю и доставку и намерена открыть 50 точек в формате жестких дискаунтеров. В «Ашан Ритейл Россия» также отметили, что за последние месяцы количество онлайн-заказов выросло в 10 раз.
Самоизоляция и переход всех и вся в онлайн спровоцировали резкий рост трафика, заявили в ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»). С одной стороны, это создало дополнительный спрос на услуги связи, с другой — увеличило нагрузку на сети, что, однако, удалось преодолеть благодаря инвестициям в развитие мобильной связи.
Текущий год не изменил инвестиционные приоритеты «Ростеха», заявили в компании. Как правило, проекты группы — «длинные», протяженностью в несколько лет, где важна стабильность, пояснили в госкорпорации.
В Минэкономразвития не прокомментировали запрос «Известий» о том, есть ли риск недостижения планов по приросту инвестиций в следующем году.