Упал, не отжался: коронавирус заставил тренеров массово искать работу

В этом году количество их резюме выросло на 38–50% в зависимости от специализации
Екатерина Ясакова
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Спортивная индустрия по результатам локдауна в этом году потеряла большое количество персонала, сообщили в Ассоциации операторов фитнес-индустрии. Такие специалисты зарабатывали до 100–120 тыс. рублей благодаря персональным тренировкам, но в карантин их доход существенно упал. В HH.ru тенденцию подтвердили. В августе-сентябре количество резюме тренеров в различных направлениях спорта выросло в среднем на 20%. Настолько же сократилось число фитнес-клубов, которым удалось выжить, и их продажи, отмечают игроки рынка.

Увольнялись сами

В августе-сентябре количество резюме по специализации «спортивный персонал фитнес-клубов» в России в среднем выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали «Известиям» в сервисе HH.ru.

Что касается направлений спорта, то в июне на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось число фитнес-тренеров, ищущих новое место работы. В июле на 50% год к году увеличилось число безработных специалистов по растяжке, в августе количество их резюме выросло уже вдвое. В сентябре стало на 38% больше соискателей среди тренеров по йоге.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Это связано с тем, что многие специалисты не смогли пережить локдаун и были вынуждены уволиться, пояснила президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева.

— Мы потеряли очень много людей. Тренеры ушли в другие отрасли. Сокращений как таковых было немного. Сотрудники уходили добровольно. Дело в том, что инструктор обычно получает довольно приличные деньги, до 100–120 тыс. рублей. Эта сумма складывается из количества персональных тренировок. Когда клубы не работали и тренировок не было, ребята остались с МРОТ — 12 тыс. рублей. В результате многие тренеры, особенно из других регионов, которые снимают жилье или взяли ипотеку, были вынуждены искать другую работу, — рассказала «Известиям» Ольга Киселева.

Сильнее всего пострадал в этом плане московский регион — ключевой для фитнес-индустрии, добавила, в свою очередь, президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина.

На долю столицы и Подмосковья по оценкам экспертов приходится 47% рынка фитнес-индустрии. До пандемии здесь было задействовано почти 120 тыс. сотрудников, часть из которых приехала из регионов.

Подход к зарплате

Начало пандемии пришлось на март 2020 года — как раз в тот месяц, когда в фитнес-клубы приходит наибольшее количество посетителей, чтобы привести себя в порядок к летнему сезону, напомнил председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков.

— В условиях ограничений на работу клубов тренеры попросту остались без дополнительного заработка. Отсюда, как факт, большое количество высвободившегося персонала. Конкуренцию выиграли те, кто методично развивал свои спортивные блоги и к пандемии уже освоил онлайн-тренировки, — отметил Сергей Песков.

По его словам, зарплата тренера, помимо персональных тренировок, обычно складывается из количества дежурных часов.

— Тренер получает определенный процент за каждую тренировку или пакет тренировок. Чем больше тренировок — тем больше процент вознаграждения, — пояснил эксперт.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

При этом, по его словам, бывает так, что многие сотрудники 50% зарплаты получают «в конверте».

Порядок оплаты труда, где есть небольшая фиксированная часть и основная, которая формируется исходя трудозатрат, характерная для фитнес-индустрии, набирает оборот во многих областях, рассказал управляющий партнер AVG Company Алексей Гавришев.

— В последнее время в пандемических условиях на такую модель стали переходить всё большее число компаний. Подобная форма по материальному стимулированию сотрудников абсолютно законна и всего лишь дает возможность руководству спортивного заведения не платить премиальную часть, которую инструкторы получают в виде бонусов от персональных тренировок, в том случае если руководство не устроит результат работы, — отметил Алексей Гавришев.

При этом, по его словам, если выплаты премиальной части носят регулярный характер и нет положения, в котором указана зависимость премии от результатов работы, то сотрудник может взыскать ее через суд. Главное, чтобы у него была «белая» зарплата.

Выпад из игры

По словам Ольги Киселевой, в самой индустрии ситуация сложная. По результатам локдауна закрылись 20% клубов. Динамика восстановления отрасли очень медленная. Объемы продаж существенно снизились, в экономсегменте они упали на 25–30% по сравнению с прошлым годом, в премиальном сегменте — на 15–20%. При этом расходная часть пока непомерно высока. Владельцы фитнес-клубов сейчас выплачивают кредиты, взятые на зарплаты сотрудников.

— Огромное количество клубов сейчас в судебных процессах, поскольку арендодатели не сделали скидку за простой в локдаун. Если не будет помощи от государства и договоренности между арендодателями и арендаторами не будут достигнуты, из индустрии могут выпасть до 50% игроков, — заключила президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии.

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Ранее о том, что половина московских фитнес-клубов может обанкротиться из-за карантинных ограничений и отсутствия мер поддержки, сообщила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева.