В начале декабря депутаты Госдумы одобрили в первом чтении поправки к закону «Об электроэнергетике». Документ в том числе предполагает компенсировать затраты на модернизацию и строительство ТЭС на Дальнем Востоке за счет повышения тарифов на электроэнергию в других регионах. Против этого решения выступили промышленники: они уже частично финансируют четыре проекта «РусГидро» на 171 млрд рублей, а новая надбавка может добавить к ним неограниченное количество других строек. Подробнее — в материале «Известий».
За счет надбавок
Изменения в закон «Об электроэнергетике» одобрили 9 декабря. В нем две значимые поправки: первая продлевает механизм выравнивания тарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня до 2028 года, вторая вводит надбавки к цене на мощность в ценовых зонах оптового рынка, чтобы частично субсидировать модернизацию и строительство новых ТЭС в неценовых зонах. Речь идет не о населении, а о компаниях.
По словам статс-секретаря — заместителя министра энергетики России Анастасии Бондаренко, инициатива поможет справиться с проблемой старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций в неценовых зонах, в том числе в Дальневосточном федеральном округе (ДФО).
— В ДФО сохраняется тарифное регулирование и отсутствуют альтернативные механизмы гарантированного возврата инвестиций. Предусматривается, что правительство определит перечень таких объектов, подлежащих модернизации, реконструкции или строительству, места их расположения, установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним, стоимостные параметры, — обосновала она поправки.
Сейчас промышленники оплачивают модернизацию четырех проектов «РусГидро» на сумму 171 млрд рублей: энергоблоки на хабаровской ТЭЦ-4, якутской ГРЭС-2, владивостокской ТЭЦ-2 и артемовской ТЭЦ-2. Это закреплено в распоряжении правительства от 15 июля 2019 года, но в новых поправках нет ссылки на него. Промышленники беспокоятся, что перечень проектов могут неограниченно расширять, а финансирование ляжет на их плечи.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин направил в Госдуму письмо, в котором указал на эту проблему (есть в распоряжении «Известий»). Он выразил опасение, что к списку добавят ТЭС, которые строят и расширяют для электрификации БАМа и Транссиба (Восточный полигон).
«Потребители ценовых зон оптового рынка уже сейчас несут бремя межтерриториального перекрестного субсидирования за потребителей ДФО в размере почти 38 млрд рублей, что негативным образом сказывается на конкурентоспособности российских промышленных товаров, а также способствует уходу потребителей на собственные источники, тем самым еще больше увеличивая стоимость электроэнергии для оставшихся потребителей. Дополнительное увеличение надбавок, связанных со строительством энергетической инфраструктуры для Восточного полигона железных дорог, усугубит их негативный эффект», — написал Шохин.
Он предложил ограничить перечень генерирующих объектов списком, который уже был закреплен в постановлении правительства в прошлом году.
По данным «Коммерсанта», для электрификации БАМа и Транссиба предполагают расширить Нерюнгринскую ГРЭС «РусГидро» и построить ТЭС на Дальнем Востоке и в Пеледуе, расположенной во второй ценовой зоне. Источники издания отметили, что проекты намерены финансировать с помощью надбавки для оптового рынка. По оценкам экспертов, строительство станций обойдется примерно в 200–250 млрд рублей.
На первом чтении новых поправок в Госдуме глава комитета по энергетике Павел Завальный сообщил, что в результате принятия документа оптовый энергорынок дополнительно заплатит 142,8 млрд рублей до 2028 года.
Больше регионов
Не все согласны и с механизмом выравнивания цен в регионах Дальнего Востока до среднероссийского уровня. Он существовал и раньше, но его действие хотят продлить с увеличением количества регионов, входящих в программу. Это тоже предусматривается новыми поправками.
— Законодательно к решению этой проблемы мы подошли в 2016 году, и на 2017–2020 годы был установлен механизм, при котором за счет оплаты надбавки к цене на мощность потребителями Европейской части страны, Урала и Сибири снижались цены и тарифы для потребителей ДФО. Мы предлагаем скорректировать категории получателей этой поддержки, сделав в первую очередь акцент на малый и средний бизнес, что призвано сделать эту меру более адресной, так как ее сейчас получают все потребители: и крупный рентабельный бизнес, и ЖКХ, и организации ТЭК, и организации по переработке драгметаллов и драгкамней, — пояснила замминистра энергетики Анастасия Бондаренко.
Сейчас под действие механизма попадают пять из 11 регионов ДФО: Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край, Чукотка и Якутия. Его ввели в 2017 году, он касается всех потребителей, кроме обычных жителей. Сначала документ действовал до 2019 года, затем его продлили на год.
Директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев направил письмо в правительство и Госдуму (есть в распоряжении «Известий»), в котором отметил необоснованность расширения списка регионов.
По его словам, в этом случае действие режима субсидирования будет распространяться на субъекты ДФО, в которых цены могут быть ниже среднероссийского уровня.
— В итоге может получиться абсурдная ситуация, когда регионы с более высокими тарифами на электроэнергию субсидируют снижение тарифов для регионов с более низкими. Увеличение количества получателей субсидий на остальных территориях ДФО, включая бюджетных потребителей, предприятия ТЭК, ЖКХ и производителей драгоценных металлов и камней, приведет к увеличению объема субсидий и незапланированной экономии бюджетных расходов в регионах — получателях субсидий и необоснованному перерасходу бюджетных средств в регионах-донорах, — отметил Киселев.
Он добавил, что продление механизма в таком виде повлечет дополнительные затраты для экономики в размере 376 млрд рублей и рост цен на электроэнергию на 2,2–4,5% в 2021–2027 годах.
Промышленники предложили переписать некоторые положения законопроекта ко второму чтению. Пока документ находится на доработке.