Прошли сОБСЕдование: спасут ли организацию от кризиса новые назначения

Россия предложила свой вариант ее реформирования
Екатерина Постникова
Фото: ОБСЕ/Михаил Евстафьев

Новые назначения в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) внушают надежду на то, что ее институциональный кризис будет преодолен. Об этом «Известиям» заявили в Совете Федерации (СФ). На этот раз в число руководителей ОБСЕ вошли представители не только западных стран, но и Казахстана, что говорит о более справедливом распределении должностей по географическому принципу. Тем не менее фундаментальных противоречий кадровые перестановки не решили, и теперь на повестке стоит вопрос о том, как организацию реформировать.

Кадры не решают всё

4 декабря завершилась 27-я встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ (СМИД — ее центральный орган, заседает раз в год). Одним из ключевых вопросов было назначение нового руководства.

До этого на протяжении полугода организация была фактически «обезглавлена»: в июле 2020 года 57 членов ОБСЕ не смогли продлить мандат четырех ее ключевых руководителей. Ожидалось, что их назначение произойдет автоматически и они смогут проработать на своих постах еще три года, однако из-за претензий к двум из них было заблокировано переназначение всего руководства.

Шесть месяцев ОБСЕ жила в подвешенном состоянии, и вот 3 декабря, под занавес албанского председательства, стали известны новые имена: генеральным секретарем стала немка Хельга Шмид, директором Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) — итальянец Маттео Мекаччи, верховным комиссаром по делам нацменьшинств — казахстанец Кайрат Абдрахманов, а представителем по свободе СМИ — португалка Мария Тереза Рибейру.

Новый генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Шмид
Фото: REUTERS/Arnd Wiegmann

Проблема кадровых назначений в ОБСЕ упирается в географический принцип — Россия, в частности, негодовала из-за того, что организацию возглавляют в основном представители западных стран, а восточные государства остаются в руководстве недопредставленными. Такой дисбаланс проявился и при нынешних обсуждениях: из 11 кандидатов 10 приходились на Европу и лишь один — на восточные страны. Учитывая, что в руководстве ОБСЕ теперь есть представитель Казахстана, этот вопрос был частично уравновешен.

— Такие решения принимаются консенсусом, а это значит, что российский голос тоже есть во всех кадровых решениях. Понятно, что они идут как из субъективных соображений (личные качества кандидатов), так и из объективных, геополитических, — сказал «Известиям» глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев. — То, что это удалось сделать, внушает определенный оптимизм и надежду на то, что кризисные явления в ОБСЕ будут преодолены. Сейчас мы можем констатировать, что задачу сблизить позиции европейских государств организация не выполнила. Но появились новые лица, и это хорошо. Будем дальше отслеживать их конкретную работу.

Еще в начале сессии председатель организации, премьер-министр Албании, министр иностранных дел и по делам Европы Эди Рама заявил: ОБСЕ находится в кризисе, который только усугубляется, и вызвали его сами страны-участницы. Организация «не может работать с настроем времен холодной войны. От него нужно отказаться», отметил председатель.

Однако этого не произошло — на конфликтную риторику заседания СМИД не повлияли ни решение кадрового кризиса, ни призывы Эди Рамы. Столкновения позиций шли практически по всем вопросам: были и споры по внутриполитической ситуации в Белоруссии, и уже традиционные дискуссии по украинскому кризису.

При этом повесточными темами противоречия не ограничились. Во время сессии СМИД в Латвии возбудили уголовные дела против сотрудников порталов Sputnik и Baltnews, которые находятся под контролем МИА «Россия сегодня». На организацию распространяются европейские рестрикции. Исходя из этого, граждан Латвии, которые работают на эти российские СМИ, обвинили в нарушении санкционного режима.

Новый директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Маттео Мекаччи
Фото: U.S. Mission Photo/Eric Bridiers

Тут же на это отреагировал МИД РФ: в ведомстве назвали шаги латвийских властей «вопиющим примером попрания основ демократического общества — свободы СМИ и выражения мнений» и пообещали поднять этот вопрос на встрече СМИД.

— Надеемся также, что новый представитель ОБСЕ по свободе СМИ не оставит происходящее без внимания и в ходе своей дальнейшей работы укажет Латвии на неприемлемость подобных нападок на СМИ, а также на необходимость выполнения международных обязательств в области обеспечения свободы слова, — подытожили в МИД РФ.

Переизобрести ОБСЕ

С тем, что ОБСЕ столкнулась с кризисом, который значительно подрывает ее престиж и международное влияние, похоже, согласны все участники. В российском понимании его причина лежит в «нежелании западных стран отказаться от конфронтационных блоковых подходов» и в «высокомерном отношении к законным интересам других государств, проистекающем из ощущения собственной «исключительности».

Однако в чем, помимо межстрановых противоречий, заключается этот фундаментальный кризис?

— ОБСЕ при всех своих достоинствах находится в некой серой зоне: непонятен ее юридический статус — это не межгосударственная организация, не межправительственная, не международная некоммерческая организация (НКО. — «Известия»). То есть существуют проблемы ее мандата и правовой формы, — пояснил «Известиям» глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. — Но самый серьезный вопрос — это роль ОБСЕ в европейской безопасности. В какой-то момент казалось, что она станет основой общеевропейской системы коллективной безопасности, но этого не получилось.

По словам эксперта, на протяжении последних лет организация была нацелена на Восточную и Центральную Европу в плане соблюдения там стандартов западных либеральных демократий, и многим это не нравилось, тем более что сами западные страны столкнулись с серьезным демократическим кризисом.

Новый представитель по свободе СМИ Мария Тереза Рибейру
Фото: twitter.com

В качестве путей решения Андрей Кортунов обозначил несколько вариантов: страны ратифицируют новый устав и обозначат ОБСЕ как международную организацию, либо придадут ей официальный статус международной НКО; заново определят ее цели и задачи — «либо она будет работать в условиях разделенной Европы, как это было в самом начале ее существования, либо переориентируется на нетрадиционные проблемы безопасности» — например, миграция, климат, терроризм. Также важно обозначить то, как сегодня определять стандарты демократии.

Кроме того, в ведении организации находится слишком много вопросов, сложность лежит в том, что все решения в ОБСЕ принимаются консенсусом.

— В других организациях это происходит большинством голосов, в ОБСЕ же должны согласиться все, — сказал «Известиям» глава департамента Центральной и Восточной Европы Фонда Фридриха Эберта, руководитель регионального Управления по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена), эксперт клуба «Валдай» Рейнхард Крумм. — Конечно, в этом есть плюс, но договориться 57 странам очень трудно. Вместе с тем ОБСЕ — очень ценный институт, и ей надо уходить от определения, западная она или восточная. Это европейская организация.

Дабы начать реформирование ОБСЕ уже сейчас, Россия на встрече СМИД предложила создать неформальную рабочую группу.

— Это не призыв начать с нуля. Задача построения сообщества равной и неделимой безопасности во всех измерениях остается нашим общим ориентиром, — отметил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, реформа должна сделать работу секретариата организации более прозрачной, а также усовершенствовать решение бюджетных вопросов. Другой важный шаг — сбалансировать «три корзины» ОБСЕ (политико-военное, экономическое и экологическое, а также человеческое измерения). Сергей Лавров добавил, что предложения Москвы и ее союзников по реформе организации всем «хорошо и давно известны».

В Москве рассчитывают на то, что первые шаги в этом направлении произойдут в ближайшие полгода. В этот период председательствовать в ОБСЕ будет Швеция — именно ей предстоит модерировать дальнейший путь организации.

Справка «Известий»

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) было создано в 1975 году. Его учредили 35 государств в подписанном ими Хельсинкском соглашении. ОБСЕ она стала в 1995 году. Ее компетенции распространяются на территории «от Ванкувера до Владивостока».

Сейчас в ней состоит 57 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В круг ее компетенций входит порядка 23 сфер: от борьбы с терроризмом и торговли людьми до наблюдения за выборами и вопросов национальных меньшинств. Ключевые институты — верховный комиссар по делам нацменьшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, представитель по вопросам свободы СМИ. Также действуют Парламентская ассамблея и Постоянный совет на уровне постпредов в Вене. Руководящий орган — Совет министров, куда входят главы МИДов.