Переселение народов: мигрантов — на остров, Обаму — «в тюрьму»

«Известия» выбрали самые любопытные и шокирующие события в мире
Наталия Портякова
Фото: Global Look Press/Sven Hoppe/dpa

Какую роль российская дипломатия сыграла в счастливом исходе судьбы «самого одинокого» слона, кто и за что «отправил» Барака Обаму за решетку и как Бангладеш осуществил давнюю мечту австрийского канцлера. Самые любопытные события уходящей недели — в подборке «Известий».

Дипломаты-правозащитники

Все последние годы старожил городского зоопарка в Исламабаде — 36-летний слон Кааван — обитал в довольно спартанских условиях. Но главной его бедой было одиночество. Его многолетняя подруга слониха Сахели умерла еще в 2012 году, оставив Каавана без компании, из-за чего толстокожее животное с тонкой душевной организацией постоянно пребывало в угнетенном состоянии.

На этой неделе «самого одинокого слона» в мире переселили в заповедник в Камбодже, где он начал новую и, хотелось бы верить, счастливую жизнь в окружении 600 других своих собратьев. Благополучная развязка случилась благодаря усилиям защитников животных из организации Four Paws и американской певицы Шер, долгие годы добивавшейся перевода Каавана в лучшие условия.

Слон Кааван в зоопарке «Маргазар» в Исламабаде перед транспортировкой в заповедник в Камбодже, 23 ноября 2020 года
Фото: REUTERS/Saiyna Bashir

При этом мало кто знает, что не последнюю роль в международной кампании по эвакуации животного из Пакистана в Камбоджу сыграли российские дипломаты в Индии. Из-за того что перевозка Каавана проходила на борту частной российской авиакомпании «Авиакон Цитотранс», именно им пришлось добиваться разрешения на пролет самолета из Пакистана через индийское воздушное пространство. С учетом натянутых отношений Нью-Дели и Исламабада это было непростой задачей, потребовавшей в том числе и организации промежуточной посадки в индийской столице для досмотра живого груза местными властями.

Французский протест со швейцарской спецификой

Попытки стран — членов Евросоюза выработать единый подход по тому или иному вопросу не раз демонстрировали, что в товарищах согласья нет. Вот и в случае с темой горнолыжных курортов в разгар пандемии получилось то же самое.

Если президент Франции Эммануэль Макрон выступил за общеевропейский запрет на зимние виды спорта до 10 января во избежание очередной волны коронавируса, то власти Австрии и Швейцарии (последняя не входит в ЕС, но является участницей Шенгенских соглашений) отказались закрывать горнолыжные курорты, не желая терять доходы.

Горнолыжный курорт Порт-дю-Солей во французском Шателе, закрытый для туристов во время пандемии коронавируса COVID-19
Фото: ТАСС/EPA/JEAN-CHRISTOPHE BOTT

При этом позицию швейцарцев раздели и некоторые французы. На этой неделе мэр небольшого городка Шатель в регионе Верхняя Савойя украсил городскую ратушу флагом соседней Швейцарии в знак протеста против решения французского правительства закрыть склоны.

Особенно обидным мэру Шателя, очевидно, мог показаться тот факт, что соседи оставили свои курорты открытыми не только для своих туристов, но и лыжников из близлежащих стран. На днях швейцарские власти даже пообещали организовать автобусный трансфер для французских лыжников, в том числе и из самого Шателя.

Без него его посадили

«Бывший президент Барак Обама арестован за шпионаж». Статья со столь ошеломляющим заголовком появилась на сайте Conservative Beaver, преподносящем себя в качестве интернет-издания с «новостными историями, представляющими интерес для гордых канадцев».

Но, конечно, новость тут же заинтересовала не только отчего-то гордых канадцев. Слухи об аресте американского экс-президента быстро разошлись среди многочисленной международной аудитории в Twitter и Facebook. Где-то даже замелькал короткий видеоролик с Обамой в тюремной камере. Дополнительной пикантности истории придало и то, что шпионил бывший глава Белого дома в пользу злейшего врага Америки — Китая.

Бывший президент США Барак Обама
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Chuck Kennedy

«След китайского шпионажа длинный и, к сожалению, усеян бывшими американскими разведчиками, которые предали своих коллег, свою страну и ее либерально-демократические ценности, чтобы поддержать авторитарный коммунистический режим», — процитировало издание помощника генпрокурора по национальной безопасности Джона Демерса.

Господин Демерс действительно произносил такие слова, только еще летом и совсем не про Барака Обаму, который, конечно же, вряд ли передавал секретные сведения Пекину и уж точно не был арестован. А «тюремное» видео с Обамой, как выяснилось довольно быстро, было снято еще в 2013 году, когда американский лидер в ходе визита в ЮАР посещал тюрьму на острове Роббенайланд, где 27 лет был заточен борец против апартеида Нельсон Мандела.

В кимчи добавили словесной остроты

Если кратко определить отношения китайцев и южнокорейцев друг к другу, то утверждение «их хлебом не корми, дай вволю поругаться друг с другом» будет вполне справедливым. На этой неделе народы двух стран умудрились разругаться из-за кимчи — остро приправленной ферментированной капусты, которую Южная Корея по праву считает своим национальным достоянием.

Прологом к скандалу стало недавнее решение Международной организации по стандартизации в Женеве официально сертифицировать пао цай — блюдо из маринованной капусты из китайской провинции Сычуань. И всё бы ничего, если бы китайская газета Global Times не выступила с комментарием, что такое решение равносильно признанию «международного стандарта для индустрии кимчи во главе с Китаем».

Пао цай в пекинском супермаркете
Фото: REUTERS/Thomas Peter

Провокационное утверждение вызвало бурю негодования в южнокорейском интернет-сообществе, дружно обвинившем китайцев в попытке присвоить себе их культуру (тем более что буквально за месяц до того один китайский актер неосторожно заявил, что и ханбок — традиционная корейская одежда — родом из Китая). Китайцы в ответ начали дружно вывешивать в интернет снимки различных маринованных овощных блюд из своих родных городов, дабы показать богатую историю маринованных овощей КНР.

В спор народов пришлось вступить и чиновникам. Южнокорейское министерство сельского хозяйства и продовольствия разъяснило: международные стандарты кимчи уже были согласованы ООН в 2001 году, и ключевым в этом блюде является заквашивание капусты дважды, тогда как пао цай ферментируется всего один раз. А представитель МИД Китая отметила, что сотрудничество и общие выгоды между Китаем и Южной Кореей перевешивают разногласия по поводу происхождения кимчи.

Остров расселения

Четыре года назад, в самый разгар миграционного кризиса в Европе, австрийский канцлер Себастиан Курц выступил со смелой идеей отправлять стремящихся в Европу мигрантов на некие «платформы» или острова за пределами ЕС. По его мысли, это должно было не только отсечь от Европы некоторое число нежелательных гостей, но и предотвратить их гибель в Средиземном море и урезать пространство для маневра контрабандистам.

Разумеется, в благочестивой Европе, очень уважающей права человека, эта инициатива с самого начала имела крайне скромные шансы на успех. А вот в далеком Бангладеш ее удалось осуществить на практике.

Военный корабль доставляет рохинджа на остров Бхасан Чар в Чаттограме, Бангладеш, 4 декабря 2020 года
Фото: REUTERS/Mohammad Ponir Hossain

На нынешней неделе правительство этой южноазиатской страны начало первый этап переселения беженцев рохинджа из лагерей близ границы с Мьянмой на отдаленный и доселе необитаемый остров Бхасан Чар в Бенгальском заливе. Этот участок суши был образован из скопления ила менее 20 лет назад. А идея заселить его сотнями тысяч рохинджа, заполонивших материковую часть Бангладеш в попытке спастись от этнических чисток в родной Мьянме, возникла в 2015 году. С тех пор на острове возвели сотни домов и более 120 убежищ от циклонов — поскольку климат на Бхасан Чар крайне суровый и местами экстремальный.

Правозащитные организации не раз тщетно критиковали власти Бангладеш за столь радикальное решение, но упорство Дакки в желании избавиться от почти миллиона беженцев это не сломило.

К слову, первой страной, взявший на вооружение такую практику, стала Австралия. Вот уже многие годы страна разворачивает все лодки с мигрантами от своих берегов в сторону Папуа — Новой Гвинеи и Науру, где действуют проплаченные Канберрой центры по содержанию мигрантов на время, пока Австралия рассматривает их заявки на статус беженцев.