Не свернули с пути: логистика вновь вывозит пандемию коронавируса

Индекс «Платона» и логистические компании фиксируют восстановление объемов автомобильных грузоперевозок
Юлия Романова
Фото: Росавтодор

Осенний всплеск коронавирусной инфекции не привел к резким спадам рынка автомобильных грузоперевозок. Если в апреле 2020 года пробег 12-тонных фур на федеральных трассах снизился почти на 20%, то к октябрю этот показатель практически сравнялся с прошлогодним, свидетельствует индекс «Платона», формируемый на основе данных госсистемы взимания платы. В целом по итогам 11 месяцев общий километраж грузовиков снизился на 7%, сообщили «Известиям» в пресс-службе оператора «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС). Данные близки к подсчетам Росстата, согласно которым за девять месяцев этого года перевозки грузов всеми видами автотранспорта составили почти 4 млрд т — на 6,8% меньше, чем было перевезено за тот же период 2019 года. При этом с лета растут пробеги перевозчиков сборных грузов, ритейла и сразу нескольких ключевых отраслей, добавили в «Платоне». Не опасаются второй волны пандемии логистические компании — они прогнозируют рост объемов транспортировки грузов и отмечают, что коронавирусная ситуация, несмотря на общую статистику, повысила спрос на перевозки и приводит к росту заказов.

Точный «Платон»

Начиная с июля после вызванного пандемией весеннего спада 2020 года растет пробег грузовиков логистических компаний и перевозчиков из ритейла, сельскохозяйственной, строительной, промышленной и добывающей отраслей. Таковы данные индекса «Платона» — разницы общего километража по федеральным трассам 12-тонных фур по отношению к 2019 году. Статистику еженедельно публикует РТИТС.

По итогам октября—ноября в лидерах оказались перевозчики сельскохозяйственной отрасли, которые в октябре вышли в плюс на 8%, а в ноябре — на 7%. Пробег логистов, осуществляющих перевозку сборных грузов, увеличился на 4%, ритейла — на 2%. Промышленная и добывающая отрасли за два минувших месяца выросли на 5%, строительная — на 3,5%.

Километраж грузовиков постепенно восстанавливался и по результатам октября максимально приблизился к показателю прошлого года (–0,9%), по предварительным расчетам немного снизившись в ноябре (до –2%). В целом за 11 месяцев снижение пробега составило 7% по отношению к аналогичному периоду 2019 года. Максимальное падение перевозок 12-тонниками произошло в апреле (–19,8%).

Показатели индекса «Платона» для анализа экономической активности используют правительство РФ и Минэкономразвития, отмечал ранее глава ведомства Максим Решетников.

Статистические данные об интенсивности движения, получаемые с помощью госсистемы «Платон», позволяют косвенно оценивать эффекты от принимаемых на различных уровнях мер по борьбе с новой коронавирусной инфекцией, пояснили в Минтрансе России.

Инструментом сбора данных стала инфраструктура федерального охвата, развернутая при создании системы, рассказал в интервью «Известиям» генеральный директор РТИТС, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Антон Замков.

— Это целый комплекс источников — юридически значимых, передаваемых по защищенным каналам связи. Проезд грузовиков круглосуточно фиксирует почти 500 рамок контроля. Объективность обеспечивается за счет того, что они располагаются в точках наибольшей интенсивности движения. Их локация рассчитывалась по математической модели для эффективного мониторинга движения и равных условий для всех грузоперевозчиков, — подчеркнул Антон Замков. — Плюс к этому контроль осуществляет более 100 автомобилей. Сканеры и камеры на рамках и машинах обеспечивают высочайший уровень распознавания транспортных средств и их номеров — более 99%.

По его словам, общий пробег складывается из километража использованных перевозчиками маршрутных карт и геоданных с бортовых устройств, которые соотносятся с графом дорог — уникальной цифровой моделью всех федеральных дорог, позволяющей с точностью до метра рассчитать плату за пройденный маршрут. В этом смысле «Платон» — первая и пока единственная «ответственная» геоинформационная платформа на российских дорогах, заключил гендиректор РТИТС.

Кроме того, сведения госсистемы дают точную статистику о количестве грузовиков, ежедневно пересекающих государственную границу, — она позволяет оценить экспорт и импорт товаров грузовым автотранспортом, добавил он.

Пойдет в рост

Аналитика по грузоперевозкам не показывает спада в связи с началом второй волны пандемии, подтверждают и в пресс-службе группы компаний «Деловые линии».

— Перевозчики работают в штатном режиме, все услуги доступны, а ограничений на передвижение между регионами нет. Единственное — незначительно увеличились сроки подписания договоров с новыми клиентами в связи с переводом многих сотрудников партнеров на удаленный режим работы, — рассказал представитель одного из крупнейших российских перевозчиков.

Быстро адаптироваться «Деловые линии» смогли еще в марте: ввели необходимые противоэпидемические меры безопасности на терминалах, за считаные дни предоставили удаленное обслуживание клиентам и перевели сотрудников на работу из дома без потерь во взаимодействии подразделений, сообщили в компании.

— Опыт внезапного кризиса привел к разработке нескольких вариантов ведения бизнеса при различных путях развития событий, поэтому мы не опасаемся второй волны, — отметил представитель грузоперевозчика.

Для компаний, которые готовы гибко реагировать на ситуацию, сохраняя уровень и качество своих услуг, критических событий на рынке грузоперевозок «Деловые линии» не прогнозируют.

— Возможно, не будет того увеличения показателей, которое обычно наблюдается в высокий сезон — в ноябре—декабре. Но мы уверены, что в скором времени рынок восстановится и пойдет в рост, — заявили в пресс-службе перевозчика.

Объем перевозок в сегменте продуктов и напитков сохранил уровень 2019 года и даже демонстрировал рост в отдельные периоды первой волны пандемии, фиксирует руководитель транспортного департамента компании «Транслогистик» Кирилл Лучников. По его мнению, сейчас ситуация повторяется и глобального спада нет.

— Логистика, конечно, зависима от уровня покупательной способности, общего состояния экономики. И в этом плане мы не ожидаем снижения спроса на грузоперевозки в декабре и в начале следующего года, — оценивает Кирилл Лучников. По его замечанию, компания «Транслогистик» для обеспечения бесперебойных поставок уделяет особое внимание соблюдению норм санитарной безопасности водителями, постоянному мониторингу состояния их здоровья.

Изменения структуры

В ритейле и FMCG-сегменте (потребительские товары) на внутрироссийских перевозках наблюдается рост по сравнению и с прошлым годом, сообщила исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина.

— Избытка предложения транспорта, как при первой волне пандемии, нет — работаем в рамках ожиданий. Наблюдается дефицит мощностей: болеет много водителей. Однако сейчас сегмент FMCG входит в высокий сезон, и объем отгрузок большой, — отметила она.

По данным СЭЛ, для сегмента сборных грузов (LTL) продолжаются изменения структуры перевозимых грузов, которые начались еще в первую волну, и с этим связано падение объемов. Больше всего просели отрасли фешен, обувь, металлургия, но отмечается рост других сегментов — товаров для детей, для ремонта и уюта и многих других.

— Меняется характер перевозимых грузов, он зависит напрямую от изменения потребительского спроса. Растет востребованность того товара, который делает жизнь на удаленке более комфортной. В целом катастрофы нет: те компании, которые вовремя отловили эти и друге тренды, адаптировались к ситуации и научились привлекать те сегменты, которые, возможно, раньше казались не такими интересными, — рассуждает исполнительный директор СЭЛ.

По ее ожиданиям, предновогоднего взрывного спроса на услуги LTL в привычном масштабе не будет.

— Крупные партии грузов в новых условиях были спланированы и отправлены после завершения локдауна, возможно даже до конца октября. Поэтому декабрь от года к году вырастет не так, как мы привыкли ожидать ранее, — прогнозирует Ольга Федоткина.

В СЭЛ констатируют: по перевозкам магистральных межрегиональных перевозок (FTL) есть проблема с группами товаров, по которым осенью запущена обязательная маркировка, например для шин: не все компании перешли на нее без сбоев.

Больше заказов

На международном направлении грузоперевозчики также не видят спада. Наоборот, спрос на автоперевозки на ключевых направлениях Европа — Россия и Китай — Россия растет и заказов больше, чем крупные перевозчики могут отработать, отмечает генеральный директор компании «Рустранс-спедишн», руководитель департамента международных автоперевозок Ассоциации ведущих автотранспортных операторов Кондратий Гайкевич.

— Есть ряд проблем, в частности с новыми требованиями по визам и ограничениям на въезд в приграничную зону Китая, но это пока не оказывает значительного негативного влияния. Ситуация с так называемой второй волной пандемии повторяет для нас первую, когда заказов становится только больше, повышается срочность доставки, — подчеркнул Кондратий Гайкевич. По его мнению, сейчас меньше ажиотажа, чем в марте—мае, рынок более подготовлен.

— Осень подтвердила наши ожидания. Пандемия стимулирует рост отдельных сегментов логистического рынка, повышая спрос на качественные и надежные грузоперевозки, требуя гибкости и готовности бизнеса быстро перестраиваться, — убежден гендиректор «Рустранс-спедишн».

«Взрывного роста не будет»

Полноценное восстановление логистического рынка возможно к середине 2021 года при условии, что не будет новых ограничений и, соответственно, экономического спада, ранее в интервью «Известиям» прогнозировал председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак.

— Общие ожидания рынка пока неопределенные, довольно трудно строить планы на длительную перспективу. Все здравые предприниматели понимают, что взрывного роста не будет. Автомобильные грузоперевозки — традиционно один из индикаторов работы всей экономики, и от ее восстановления в целом зависит спрос на логистические услуги. Несмотря на эту зависимость, мы отмечаем тренд на всестороннее повышение эффективности бизнеса, — пояснил председатель МОЭС.

Для грузоперевозчиков пандемия стала серьезным стимулом к развитию, и этот вывод еще раз подтверждает: рынок качественно изменился за последние три-четыре года, констатирует эксперт.

По его словам, внешней силой для оздоровления отрасли автомобильных грузоперевозок, несмотря на всю кажущуюся с первого взгляда парадоксальность, стал запуск государственной системы «Платон».

— Заметьте, нигде подобные системы не были остановлены в период пандемии коронавируса — ни в Германии, ни в Словакии или Австрии. Такие системы выполняют несколько важных функций: сбор фактической статистики для оценки состояния отрасли и отдельных системообразующих компаний и создание равных условий для предпринимателей, — полагает Борис Рыбак.

Приостановка «Платона» может вернуть рынок в хаос и серость, что будет намного негативнее для автомобильных грузоперевозок в целом, заключил председатель МОЭС.

Справка «Известий»

Государственная система «Платон» заработала в России 15 ноября 2015 года. Покилометровая плата иностранных и российских логистических компаний и грузоперевозчиков, чьи 12-тонные фуры работают на федеральных трассах, поступает в дорожный фонд России. Сейчас в системе зарегистрировано более 609 тыс. предпринимателей, в собственности которых свыше 1,4 млн грузовиков. За пять лет в бюджет страны поступило более 130 млрд рублей. На них отремонтировано более 2,7 тыс. км самых проблемных дорог в 40 городах и субъектах РФ, свыше 30 мостов в 19 регионах страны. До 2022 года за счет средств, поступающих от госсистемы, планируется привести в порядок еще 102 моста и расширить до четырех полос 600 км федеральных дорог.