Холодный расчет: автомобилисты стали экономить на подготовке к зиме

Эксперты не советуют этого делать в целях безопасности
Анастасия Писарева
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Автомобилисты экономят на подготовке машин к зиме — их расходы по сравнению с прошлым годом сократились вдвое. Прежде всего стали экономить на автосервисах, отмечают специалисты IТ-компании «Платформа ОФД» и сервиса «СберАвто». Можно ли сэкономить на подготовке к зиме и стоит ли это делать из соображений безопасности, выясняли «Известия».

Меньше чинят, меньше моют

По данным исследования «Платформы ОФД» и сервиса «СберАвто», больше всего за период с начала сентября по конец ноября сократились расходы на услуги автосервисов. Количество обращений к техническим специалистам упало на 48%, а средний чек уменьшился на 24% — до 4520 рублей за одно посещение.

Снизились и продажи незамерзающей жидкости — на 16% по сравнению с осенью прошлого года. Кроме того, водители стали реже мыть машины — минус 11%, при этом стоимость услуг мойки прибавила 3%.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Эксперты сервиса «СберАвто» заявляют: подобная ситуация связана с общим падением покупательской способности россиян и нестабильной ситуацией на рынке, что заставляет жителей экономить на ряде услуг. Однако они оговариваются: на снижение объемов продаж сезонных автотоваров и услуг автосервисов повлияло ковид-дистанцирование и преимущественно сухая, достаточно комфортная погода в центральных регионах. Фактически, интерес к сезонным «зимним» автотоварам стал заметен лишь на второй и третьей неделе ноября, с изменением погодных условий.

Потратились на переобувку

Шины — единственная статья, на которой не экономят, этой осенью их приобрели на 2% больше, установило совместное исследование «Платформы ОФД» и «СберАвто». Средний чек затрат составил 14 210 рублей, что на 5% выше, чем в прошлом году.

Исследование «Авто.ру» подтверждает: 91% опрошенных автовладельцев при подготовке к зимнему периоду меняют шины.

При этом следующий по популярности этап подготовки — покупка и замена незамерзающей жидкости — 52% водителей. Еще 41% респондентов укомплектовывает машину лопаткой и щеткой. И наконец, меняют масло и другие технические жидкости лишь 40% опрошенных водителей — к сожалению, в исследовании не указано, какой процент автолюбителей пользуется для этого услугами сервисов.

Фото: РИА Новости/Руслан Кривобок

Что говорят автодилеры?

Автомобилисты действительно стараются сократить расходы на подготовку автомобилей к зиме, рассказали в пресс-службе ГК «Автоспеццентр».

«В большей степени это касается постгарантийных автомобилей. Это произошло с учетом того, что по итогам III квартала доходы россиян снизились на 4,3% по сравнению с прошлым годом. Изменений в трендах обслуживания гарантийных авто мы не наблюдаем», — рассказал «Известиям» представитель «Автоспеццентра».

В «Рольфе» даже отмечают небольшой рост выработки сервиса — на 3% больше нормо-часов, чем за аналогичный период прошлого года. «Однако выработка сервиса — это не только подготовка к зиме, но и текущее обслуживание и ремонт», — пояснили в пресс-службе дилерской сети «Рольф».

Между тем, согласно приведенному выше исследованию «Платформы ОФД» и сервиса «СберАвто», падение спроса на услуги автосервисов более чем серьезное.

Фото: ТАСС/Алешковский Митя

Посчитали по чекам

«Во-первых, делать выводы на основе данного исследования несколько преждевременно, так как в западной и центральной части России установилась достаточно теплая для октября-ноября погода, именно поэтому спрос на «назамерзайку» не столь высок в сравнении с 2019 годом. Также не совсем понятен параметр «количество обращений». Это количество автомобилей, которые посетили сервис по вопросу подготовки автомобиля к зиме или по каким-то иным причинам?» — прокомментировал исследование независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.

Нужно также учитывать, что выводы сделаны на основе данных «Платформы ОФД», крупнейшего оператора, который ежедневно обрабатывает по 44 млн чеков с 1 млн онлайн-касс в стране.

«Если покупка не была проведена через кассу, то она не учитывалась. Это дает еще одну возможную причину получившейся картины, помимо перечисленных в исследовании, — некоторые сервисные центры не восстановили деятельность после весеннего локдауна, и доля серого рынка могла возрасти», — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе «СберАвто».

Автовладельцы как раз и уходят от официальных дилеров к неофициалам и частным мастерам в целях экономии.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

«Те люди, которые пользовались услугами официальных дилеров, начали пользоваться услугами неофициальных станций техобслуживания. Что касается гаражных сервисов, то уверенно могу сказать, что спрос на услуги частных мастеров резко возрос. Официальные шиномонтажи взвинтили цены на 20–25%. 16-й размер у них можно «переобуть» за 1,8 тыс. рублей, у частников — за 1 тыс. рублей», — рассказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

С популярностью серых схем, по-видимому, связано и отмеченное снижение спроса на незамерзающую жидкость и услуги мойки. Тем более что «незамерзайка» на основе запрещенного метанола по-прежнему популярна.

Сэкономить себе во вред

Автомобилисты признаются в соцсетях, что, готовясь к зиме, приобретают две вещи: щетку и «незамерзайку». Между тем игнорировать подготовку автомобиля к зиме не стоит, считают эксперты.

«Девять из десяти автомобилистов забывают проверить емкость аккумулятора, поэтому в первые же морозы мы видим открытые капоты и как люди пытаются запитать свои автомобили. Забывают, что срок службы аккумулятора 3–4 года», — рассказал «Известиям» российский автогонщик и руководитель гоночной команды B-Tuning Pro Racing Team Андрей Севастьянов. Он отметил также, что если масло не заменить на зимнее, более текучее, то стартер в минусовую температуру будет с трудом вращать коленчатый вал двигателя.

«Стекла будут запотевать, если фильтр салона забит листьями. Печка будет плохо согревать салон автомобиля, если термостат двигателя неисправен и мотор плохо прогревается до рабочей температуры, а на сильном морозе вообще не прогревается. Что также приводит к повышенному расходу топлива и нестабильной работе двигателя», — предупредил Севастьянов.