Принятый Госдумой во втором чтении федеральный бюджет могут скорректировать, если пандемию не удастся остановить в первой половине 2021 года. Об этом заявили опрошенные «Известиями» эксперты. Впрочем, пока нынешняя версия бюджета их устраивает. Сильными сторонами главного финансового документа аналитики признали рост расходов на поддержку экономики, социальные меры и региональные трансферты. По словам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, главные изменения ко второму чтению были связаны с финансированием Общенационального плана действий и перераспределением средств внутри нацпроектов.
Поправки на 3,5 трлн
К проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы было одобрено более 660 поправок, в сумме эти решения перераспредили около 3,5 трлн рублей. Нижняя палата парламента работала над корректировками совместно с правительством, и сотрудничество еще никогда не было таким плотным, сказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, в первую очередь изменения коснулись финансирования Общенационального плана действий — документа, направленного на восстановление занятости и доходов населения, а также роста экономики и долгосрочных структурных изменений.
— Только на 2021 год средства на эти цели распределены в размере почти 640 млрд рублей, — сообщил Андрей Макаров.
Затронули поправки и кредитные программы поддержи занятости для компаний из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. На это в следующем году направят 421 млрд рублей, отметил глава комитета. А на меры для снижения средневзвешенной ипотечной ставки по жилищным кредитам ниже 8%, в частности на льготную ипотечную программу под 6,5%, будет заложено 23,4 млрд в 2021 году, сказал он.
Вторым важным направлением поправок к проекту федерального бюджета Андрей Макаров назвал перераспределение средств, отведенных на реализацию нацпроектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
— В 2021 году эта сумма составит почти 650 млрд рублей, в 2022-м — 777 млрд рублей и в 2023-м — более 900 млрд, — сообщил глава комитета по бюджету.
Поправки также распределяют деньги на модернизацию первичного звена здравоохранения, региональные и социальные доплаты к пенсии, кроме того, восстанавливаются объемы субвенций бюджетам регионов, добавил он. Корректировки распределили межбюджетные трансферты почти на 1,5 трлн рублей только на 2021 год.
— Это значит, что регионы получат средства досрочно. К третьему чтению мы будем ставить задачу заключения всех соглашений с регионами в соответствующие сроки, чтобы деньги заработали сразу — с 1 января, — заверил Андрей Макаров.
Проект бюджета предусматривает рост доходов с 18,7 трлн рублей в 2021 году до 20,6 трлн в 2022-м и 22,2 трлн в 2023-м. Расходы же увеличатся с 21,5 трлн до 21,8 трлн и 23,6 трлн соответственно. В итоге образуется дефицит в 2,4% ВВП в 2021 году, 1% ВВП в 2022 году и 1,1% ВВП в 2023 году.
Жаркая дискуссия
На пленарном заседании Госдума рассмотрела некоторые поправки, которые комитет отклонил, и провела по ним отдельное голосование. Впрочем, финальную картину процедура не изменила — в конечном итоге ни одно из предложений депутатов принято не было. Так, например, представитель КПРФ Вера Ганзя выступила с инициативой увеличить поставки томографов в регионы, потратив на это 30 млрд рублей из резервного фонда правительства.
— Где взять специалистов, которые будут их обслуживать? Томограф без специалиста — это груда металлолома, правда, очень дорогого, — парировал Андрей Макаров.
Большое обсуждение было посвящено финансированию развития Дальнего Востока. Депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко обратил внимание на кризисную ситуацию в Приморье, где на прошлой неделе прошел снежный циклон. Парламентарий заявил, что региону уже сейчас необходимы дополнительные федеральные средства. Он предложил нарастить на 1 млрд ежегодно финансирование центров экономических субъектов ДФО, а также Минвостокразвития.
Жаркая дискуссия сложилась и по теме льготного жилья для молодых семей. Депутат КПРФ Тамара Плетнева предложила увеличить на 40,5 млрд финансирование по этой статье, аргументировав тем, что отсутствие жилплощади разрушает семьи.
Всё зависит от пандемии
Опрошенные «Известиями» эксперты позитивно оценили принятые поправки. Наличие в проекте бюджета таких направлений расходования средств, как социальная поддержка, стимулирование занятости, инфраструктурные расходы и помощь региональным бюджетам, можно только приветствовать, заявил управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов. Они отвечают потребностям национальной экономики в условиях экономического кризиса и пандемии, пояснил эксперт.
— Отдельно стоит отметить выделение 1,5 трлн рублей на межбюджетные трансферты. В 2020 году региональная казна столкнулась с существенным снижением налоговых доходов, и если пока резкого роста долговой нагрузки удалось избежать, то в 2021 году увеличение дефицитов неизбежно, — уверен Андрей Пискунов.
Выделенные деньги позволят сделать дефицит бюджетов субъектов более контролируемым, пояснил эксперт. Однако стоит помнить, что главный финансовый документ принимается в условиях высокой неопределенности. В случае если в первой половине 2021 года пандемию не удастся остановить, бюджет может подвергнуться коррекции, предупредил Андрей Пискунов.
Слабая сторона принятого проекта — централизация средств у федеральной власти, а также наращивание доходной части бюджета за счет ужесточения фискальной политики и налогового администрирования, категоричен аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. В то время как сильной его чертой стали большие возможности по поддержке экономики, обеспеченные ростом расходов и заимствований. Впрочем, если ситуация с заболеваемостью не улучшится в начале 2021 года, эффект от увеличения бюджетных трат будет нивелирован, резюмировал эксперт.