Бюджетный допрос: почему ЕС не одобрил фонд по восстановлению от COVID

Семилетний финансовый план на сумму почти €2 трлн блокируют Венгрия и Польша
Екатерина Постникова
Фото: REUTERS/Francois Lenoir/Pool

Евросоюз намерен ввести механизм, при котором стране могут сократить выплаты из общего бюджета, если там, по оценке ЕС, не будет соблюдаться принцип верховенства закона. Как рассказали «Известиям» в Европарламенте, он увязан с бюджетом на ближайшие семь лет. Но такой подход категорически отвергают Венгрия и Польша, которые расценивают его как попытку Брюсселя шантажировать членов союза. Поэтому Будапешт и Варшава заблокировали проект финансового плана. На то, чтобы разрешить этот кризис, у ЕС осталось полтора месяца. Однако даже после этого идеологические противоречия Брюсселя с восточными участниками вряд ли прекратятся.

Увязать одно с другим

16 ноября стало известно, что Венгрия и Польша наложили вето на новый проект бюджета ЕС сроком на 2021–2027 годы. Причина в том, что уже после того, как проект одобрили в июле, распределение денег увязали с тем, насколько тот или иной участник объединения соответствует критериям верховенства права. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан расценил это как процедуру, «направленную на наказание государств-членов», и заявил, что «увязывание экономических и финансовых вопросов с политическими дебатами» подорвет европейское единство.

Венгеро-польское вето вызвало негодование в ЕС. Еврокомиссар по бюджету Йоханнес Хан призвал страны «взять на себя ответственность и предпринять необходимые шаги для доработки всего пакета». «Речь не об идеологиях, а о помощи нашим гражданам в худший кризис со времен Второй мировой войны», — написал он в Twitter.

Комиссар ЕС по бюджету Йоханнес Хан во время обращения к парламенту ЕС на пленарном заседании в Брюсселе, Бельгия, 11 ноября 2020 года
Фото: REUTERS/Yves Herman/Pool

В Брюсселе понимают: без одобрения Венгрии и Польши без общего бюджета останутся все 27 участников, а потому сейчас надо как-то убедить Будапешт и Варшаву поддержать проект. При этом от уже принятых условий Евросоюз отказываться не хочет.

— Мы по-прежнему считаем, что для будущего Европы одинаково важны две темы: согласование и реализация амбициозного социально-экономического ответа на кризис и обеспечение уважения верховенства закона, — сказали «Известиям» в Еврокомиссии.

Как подчеркнули в Евросовете, сейчас ведутся консультации «с целью побудить все государства-члены присоединиться к консенсусу». Однако на вопрос «Известий», на какие уступки готов пойти Брюссель, чтобы добиться поддержки Венгрии и Польши, там не ответили.

— Это безотлагательный и ключевой момент, когда необходимо утвердить компромисс по многолетнему бюджету и предварительное соглашение о механизме верховенства закона, — сказал «Известиям» вице-председатель Европарламента, греческий политик Димитриос Пападимулис. — Европарламент уже пошел на все возможные уступки. Однако механизм верховенства закона — это красная линия. Теперь настало время, чтобы Евросовет и Германия как председатель ЕС взяли ситуацию в свои руки, обеспечив выполнение того, что уже было согласовано. Ложные компромиссы сейчас неуместны, и я надеюсь, что Евросовет выполнит свои обязательства.

В последние годы у Будапешта и Варшавы существуют большие расхождения с Брюсселем по тому, как понимать верховенство закона. Эти правительства обвиняют в том, что они нарушают демократические принципы, пытаясь подчинить себе другие ветви власти, что в обеих столицах категорически отвергают. За восемь лет Еврокомиссия подала в Европейский суд три жалобы на Венгрию и четыре на Польшу. И решения были не в пользу Будапешта и Варшавы.

— Первый отчет ЕС о верховенстве закона показывает, что Польша и Венгрия систематически подрывают эти принципы, — сказал «Известиям» член комитета Европарламента по бюджету, немецкий депутат Расмус Андрезен. — Европейские институты не могли в достаточной мере противодействовать этому с помощью своих дисциплинарных мер в прошлом. Однако это изменится с появлением нового механизма верховенства закона, который можно использовать для сокращения или даже отмены средств из бюджета ЕС в случае нарушения правопорядка. Поскольку многие страны зависят от фондов Евросоюза, это увеличит давление на правительства.

Фото: Global Look Press/Xinhua/Zhang Cheng

Однако не все политики даже из тех стран, что план одобрили, поддерживают эту точку зрения. Как заявил «Известиям» член комитета ЕП по экономическим и валютным вопросам, немецкий политик Йорг Мойтен, он надеется, что Будапешт и Варшава будут стоять на своем. Механизм верховенства закона — «это не что иное, как попытка ЕС повлиять на демократически избранные национальные правительства, которые не разделяют глобалистскую и левую повестку союза», подчеркнул депутат.

Никаких уступок

Семилетний бюджет в Евросоюзе обсуждали долго и мучительно. О его параметрах лидеры ЕС условились на саммите в июле: тогда им пришлось несколько раз продлевать переговоры, и в итоге вместо двух запланированных дней встреча растянулась на пять суток — главы государств и правительств буквально не могли покинуть Брюссель до тех пор, пока итоговый документ не был одобрен. Тогда основным вопросом было то, как распределять помощь среди стран, пострадавших от COVID, — в кредитах или безвозмездно. В итоге компромисс всё же был найден.

Сейчас общая сумма проектного бюджета составляет €1,8 трлн: из этих денег €1,074 трлн — это основной бюджет, а еще €750 млрд — средства на восстановление европейских экономик после COVID под кодовым названием «Евросоюз следующего поколения» (Next Generation EU), из которых €390 млрд пойдут на безвозмездные гранты, €360 млрд — на кредиты. Впервые в истории союза предусмотрены масштабные заимствования на финансовых рынках от лица ЕС, которые должны будут гасить все участники союза.

Тем неожиданнее оказалось решение двух стран бюджет заблокировать. Хотя претензии Венгрии и Польши касаются не конкретных денежных вопросов, а в большей степени моментов идеологических.

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Dirk Waem

В Брюсселе о каких-либо уступках вроде отказа от этого принципа сейчас речи не идет — по крайней мере, в Европарламенте их не допускают.

— В переговорах всегда есть поле для дискуссии. Надо посмотреть, что произойдет на встрече глав государств, — сказал «Известиям» глава комитета ЕП по региональному развитию Юнус Омарджи. — Но Европарламент, у которого в этом процессе также есть право голоса, на уступки по привязке бюджета к принципу верховенства закона не пойдет, поскольку этот вопрос экзистенциально важен для Евросоюза.

Эту точку зрения разделяют большинство других делегатов ЕП: как сказала «Известиям» член комитета по международной торговле, итальянский политик Тициана Бегин, «по вопросу общих ценностей никаких компромиссов быть не может, поэтому европейские лидеры должны проявить мужество и преодолеть вето тех, кто попирает права граждан».

На то, чтобы убедить Венгрию и Польшу поддержать проект, у Евросоюза есть время до конца декабря — бюджет во что бы то ни стало должен начать функционировать в январе 2021 года. В этой ситуации есть несколько сценариев: либо ЕС пойдет на уступки (и еще не факт, удовлетворят ли они Будапешт и Варшаву), либо под угрозой «оказаться за бортом» Венгрия и Польша подчинятся общим требованиям, либо Брюссель проигнорирует мнение этих двух стран, как предлагает сделать Тициана Бегин, чем нарушит правила процедуры и вызовет оправданный гнев в обеих столицах. Учитывая накопившиеся противоречия, ни один из этих вариантов полностью не удовлетворит стороны — если с деньгами вопрос решится, то идеологические разногласия лишь только усилятся.