Дорогой Цой: Учитель и Кончаловский стартуют одновременно

Что смотреть в кино в эти выходные
Сергей Сычев
Фото: Каропрокат

Два долгожданных российских фильма — «Цой» и «Дорогие товарищи» — выходят на экраны в тот момент, когда посещаемость кинотеатров ограничена до 25%, заболеваемость достигла рекордных показателей, а существенной части целевой аудитории рекомендовано сидеть дома. Но это важные работы, их будут смотреть и обсуждать долго. «Известия» рассказывают об этих и других новинках уикенда.

«Цой»

У Алексея Учителя что ни фильм, то скандал: сложно вспомнить, когда, начиная с «Дневника его жены», на режиссера не обрушивались волны общественного негодования и не развязывалась война сторонников и противников. «Цой» не мог и не должен был стать исключением: наследники музыканта требовали запретить картину, ее выход откладывался, сменился даже прокатчик. И сейчас все будут спорить, достоин ли фильм вообще существовать и каким он обязан быть.

В картине всё построено по новозаветной логике. Вот сам Цой, документальный — Алексей Учитель вставил хроникальные кадры из своего же хита «Рок» и его «наследника» «Последний герой». Удивительные, невероятно мощные по энергетике, завораживающие сцены с концерта, из гримерки, из котельной, где Цой работал кочегаром. Это Встреча с большой буквы, но Учитель оставил совсем мало кадров, чтобы мы увидели Цоя — и сразу осиротели. Цой на «Москвиче» врежется в автобус, где за рулем будет сидеть персонаж Евгения Цыганова. Его не просто так зовут Павлом (у прототипа имя Янис) — Цыганов на старте играет что-то среднее между Савлом и Иудой. Он полная противоположность Цою и всей его «религии». Он «гонитель», и теперь ему придется проделать путь в символический Дамаск и прозреть, как и его новозаветному прототипу. И стать большим апостолом, чем те, кто остался после смерти Цоя.

Таковыми в этом сюжете являются близкие рок-звезды, которые, как ученики Христа, рассеялись после его смерти (на самом деле еще при жизни). Теперь они в одном автобусе с гробом музыканта едут по непрямым дорогам. Павел за рулем, и в конце пути их ждет сошествие «святого духа». После которого они, впрочем, недолго пробудут едиными, потому что каждый начнет делить Цоя и утверждать, что только он его знал по-настоящему. А Павел тем временем будет проникаться Цоем, и хотя этот персонаж молчалив, он вслед за древним апостолом мог бы повторить: «Горе мне, если не благовествую».

В общем, чтобы оценить в полной мере новую картину Учителя, нужно не только и не столько иметь представление о наследии Цоя (можно и вообще ничего о нем не знать, так даже лучше), сколько ориентироваться в библейских сюжетах и образах. В кино этого много, включая постоянные намеки и на «прогулки по воде», и на причастие, и на многое другое. Конечно, всё это не в лоб, но считывается легко. Есть даже некое тайное «евангелие», зашифрованное в утраченной кассете «47», за которой охотится похожий на Айзеншписа продюсер. На ней якобы должно быть особое откровение от покинувшего мир Цоя.

Алексей Учитель признается, что у него в личном архиве хранятся кадры свадьбы Гребенщикова, где Цой был свидетелем. А первое чудо, как известно из Библии, было сотворено именно на свадьбе — и этот факт мог бы быть постскриптумом к причудливому символическому ряду философского роуд-муви. Хотя Учитель поставил в фильм сцену другой свадьбы, и там вино обратилось в воду, а не наоборот.

Режиссер: Алексей Учитель

В ролях: Евгений Цыганов, Инга Тропа, Марьяна Спивак, Паулина Андреева, Илья Дель, Игорь Верник, Надежда Калеганова

Фото: Каропрокат

«Дорогие товарищи»

Андрей Кончаловский после «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» выдает один за другим фильмы, претендующие на статус шедевров. «Дорогие товарищи» в том же ряду, это неожиданный взгляд на печально известный расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Мы наблюдаем его глазами местной партработницы, убежденной сталинистки, получающей продукты через черный ход, фронтовички, матери-одиночки и просто очень советской женщины. Она убеждена, что стрелять по восставшей черни необходимо, и если бы среди бунтовщиков не было ее дочери, она так и требовала бы на собраниях высшей меры по каждому поводу. Так что к финалу ей придется превратиться в чеховскую героиню, цитирующую поневоле известные (зрителю, а не ей) строки.

Атмосферно фильм ближе всего к ленте «В субботу» Миндадзе: ретроатмосфера, катастрофа, закрытый город, все мечутся и впадают в безумие, и каждая случайная встреча только усиливает ощущение апокалипсиса. Разница лишь в том, что про Чернобыль узнает весь мир, а после Новочеркасска всё забудется на многие годы — и как будто не палили по безоружным советским людям хрущевские военные. «Дорогие товарищи» прям, жесток, злободневен и трагичен, и в каждом кадре там звучит эхо майдана, Минска и многих других страшных событий сверхновой постсоветской истории.

Режиссер: Андрей Кончаловский

В ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова

«Еще по одной»

Томас Винтерберг, культовая фигура датского кино, снял фильм, в котором нам всё до неприличия понятно. С точки зрения датчан, там проделывается нечто безумное: несколько школьных учителей предположили, что гораздо легче вести уроки в состоянии легкого подпития, и стали регулярно нагружаться прямо с утра, записывая ощущения в дневник. Можно ли себе представить, что человек приходит на работу подшофе? Вопрос для нашей страны риторический. Да и когда персонажи среди известных людей ищут своих «единомышленников», которым алкоголь никогда не мешал жить, сердце многих зрителей нашей страны не забьется чаще: они и еще примеров могут назвать сотню.

Но датчане «Особенности национальной охоты» не смотрели, для них «Еще по одной» не фильм о чистой радости бытия, а классическая европейская драма — о комплексах, одиночестве, неуклюжей дилетантской самотерапии и неминуемом саморазрушении. Но это не жуткая «Охота» того же Винтерберга, где тоже играли и Миккельсен, и большая часть каста. Здесь есть достаточно лиризма и юмора, чтобы наш человек принял картину и полюбил ее от всей души. А заодно прочел бы после нее Кьеркегора, которого постоянно цитируют герои, хотя этот философ и так уже в России многим стал родным.

Режиссер: Томас Винтерберг

В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен, Магнус Милланг, Ларс Ранте, Мария Бонневи

Фото: Capella Film

«Опасный элемент»

Биографический фильм о Марии Кюри выполнен по строгим феминистским лекалам: великий ум вынужден бороться с шовинистскими предрассудками и реакционным научным сообществом своего времени. Все лавры достаются мужу — вначале его одного выдвинули на Нобелевскую премию и только по его настоянию добавили в лауреаты Марию, так она стала первой женщиной, которой досталась престижная награда. Трудная судьба, да еще и открытия, которые изменили судьбу человечества, в том числе радиоактивность, радий и полоний. Всё это прекрасный повод для фильма.

Как бы то ни было, лучшим фильмом Маржан Сатрапи остается ее великолепный дебют «Персиполис», а «Опасный элемент» кажется его слабым эхо, тем более что параллели в сюжетах картин просматриваются довольно отчетливо. Но картину стоит увидеть ради игры Розамунд Пайк, актриса, как всегда, выше всяких похвал.

Режиссер: Маржан Сатрапи

В ролях: Розамунд Пайк, Сэм Райли, Иветта Фойер, Мирьям Новак, Ральф Белкин

«Академия монстров»

Несмотря на претенциозный намек в российском варианте названия на пиксаровскую франшизу, мексиканский мультик сделан довольно скромно, с дешевой анимацией и незамысловатым сюжетом. Что не мешает ему быть довольно милой временной заменой голливудским блокбастерам в условиях пандемии.

Главный герой — неуклюжий, но очень умный школьник-изобретатель. В родном классе над ним издеваются, поэтому когда его неожиданно приглашают в некое подобие Хогвартса, он с удовольствием хватается за эту возможность. Но там всё не так, как ему мечталось: слишком много разбежавшихся во все стороны монстров, с которыми нужно что-то делать. Зато если он справится, его, наверное, полюбит симпатичная девочка в коротком платьице.

Режиссер: Леопольдо Агилар

В ролях: Поло Морин, Наталия Тельес, Эдсон Суньига