Тема пандемии артистам, кажется, наконец поднадоела, но актуальные проблемы музыкантов всё равно тревожат. Например, «Мумий Тролль» озаботился экологией, а System of a Dawn из-за армяно-азербайджанского конфликта даже воссоединились в студии. Но что ярче отражает время — такие работы или нарочитый эскапизм Кайли Миноуг, веселыми песенками возвращающей нас в 1980-е, — большой вопрос. И отвечать на него каждый может по-своему. А «Известия» помогут составить плейлист.
Сингл недели
System of a Dawn Protect the Land / Genocidal Humanoidz
Американские рокеры армянского происхождения System of a Dawn с 2006 года не выпускали новых песен, занимаясь сольными проектами. Но события в Нагорном Карабахе побудили Сержа Танкяна, Джона Долмаяна, Дарона Малакяна и Шаво Одаджяна снова собраться в студии.
Результатом стал сингл из двух треков: оба посвящены военным событиям, и несложно догадаться, на чьей стороне Танкян со товарищи. У переживающих за соотечественников артистов получились композиции, жесткие не только в плане текстов, но и по музыкальному материалу. Genocidal Humanoidz — чистый спид-метал с пулеметными очередями ударных и яростной речовкой «Побеждаем дьявола, / Мы никогда не убегали от дьявола, / Мы никогда не призывали дьявола, / Мы никогда не прятались от дьявола». Ну а Protect the Land, дополненный клипом с военной хроникой, — мощный среднетемповый ню-метал с тяжеловесными гитарными риффами и неожиданными островками мелодической лирики.
Все сборы от сингла пойдут в фонд Армении.
Клип недели
«Мумий Тролль» «Космические силы»
В начале октября группа «Мумий Тролль» совершенно неожиданно выпустила альбом «Призраки Завтра» — в обход анонсированного «После зла», по-прежнему намеченного на декабрь. Илья Лагутенко тогда объяснял, что опубликовал песни, не укладывающиеся в концепцию будущего лонгплея, пронзительные и взбудораженные. Одна из них — саркастично-ядовитая «Космические силы», навеянная экологическими проблемами. Теперь же она получила клип, причем в главной роли снялся не кто-нибудь, а главный на сегодня русский актер в Голливуде Юрий Колокольников, недавно мелькнувший в «Доводе» Нолана. Режиссером же выступил лауреат «Кинотавра» Иван Соснин.
Получилось эффектно и пафосно, хотя несколько предсказуемо и вторично. Колокольников здесь играет инопланетянина, попавшего на Землю. Увидев, что всё вокруг отравлено заводами, герой просит забрать его и отправляется на небеса под символическим крестом, в окружении едва не распявшей его толпы. Черно-белый видеоряд вызывает в памяти клипы Антона Корбейна, но с видеолетописцем Depeche Mode и U2 молодой уральский кинематографист пока не может конкурировать. Так или иначе, работа это заметная, а Колокольников, как всегда, фактурен.
Альбом недели
Kylie Minogue Disco
Новый альбом нестареющей поп-принцессы Кайли Миноуг — явление удивительное. И дело даже не в том, что в пластинке, выходящей на рынок в разгар пандемии, нет ни намека на события этого года. Эскапизм сегодня — решение многих. Куда более поразительно стилистическое решение. Конечно, название Disco и первые два сингла — Say Something и Magic — не оставляли сомнений в том, какой курс взяла Кайли. Но вряд ли можно было предположить, что он будет выдержан настолько скрупулезно и прямолинейно. Disco — не просто оммаж 1980-м, взгляд на ту эпоху из нашего времени, как это было, например, у Мадонны в Confessions on a Dance Floor, а отчаянная попытка вернуться на треть века назад.
А как иначе воспринимать синтезаторные проигрыши, старомодные драм-машины (или по крайней мере подделку под них), а главное — мелодии, вызывающие острое ощущение дежавю: не поймешь, вроде и новая музыка, а вроде что-то всплывает в памяти похожее. Таков, например, припев Real Groove — прилипчивая банальность, если принимать его за чистую монету. Но слушателя не оставляет чувство, что перед нами не просто набор глуповато-беззаботных ретропесенок, а изящный метамодернистский арт-жест, ироничное и ностальгическое воспоминание о времени, когда трава была зеленее, а кандидаты в президенты — моложе.
Трансляция недели
Борис Березовский. Великие фортепианные концерты
Один из лучших российский пианистов Борис Березовский предпочитает работать с большими дирижерами. Или — вовсе без дирижеров. Его вечер в Концертном зале Чайковского — как раз пример того, как можно обойтись без, казалось бы, важнейшей фигуры симфонического исполнения. Вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Светланова лауреат конкурса Чайковского исполнил три великих фортепианных концерта — Скрябина, Равеля (Первый) и Прокофьева (тоже Первый).
В принципе для пианиста сыграть все эти виртуозные шедевры за один присест — уже подвиг. Но Березовский еще усложнил задачу, взяв на себя и функции дирижера. Если, конечно, так можно назвать редкие кивки головой и едва заметные движения корпусом тела, сигнализирующие оркестру о вступлениях. Фактически ГАСО играет сам, ориентируясь по фортепианной партии, и получается у него на удивление здорово.
Можно долго рассуждать, что было бы, встань у руля, например, Владимир Юровский. Скорее всего, интерпретации обрели бы цельность, неординарность и философскую глубину. А может, коллектив бы заиграл просто чуть увереннее, рельефнее. Но, так или иначе, экзамен этот все присутствовавшие на сцене выдержали с честью, и одно удовольствие смотреть на ледяное спокойствие солиста и оркестрантов, за которыми — буря эмоций и превосходное мастерство.