Своего не надо: станет ли Пуэрто-Рико 51-м штатом США

Кто и почему выступает за полноценный прием карибского острова в американскую семью
Наталия Портякова
Фото: Depositphotos

3 ноября, в день президентских выборов в США, Пуэрто-Рико — территория, находящаяся под управлением Штатов, но не считающаяся при этом их неотъемлемой частью, — тоже голосует. Но не за Джо Байдена или Дональда Трампа (права голоса в выборе президента США у островитян, за исключением переселившихся на материк, нет), а за то, быть или не быть 51-м штатом Америки. За последнее десятилетие это уже третий референдум по вопросу статуса карибского острова. И хотя прежде большая часть Пуэрто-Рико уже высказывалась за полноценное вхождение в состав США, в государстве есть и немалое число противников такого шага. Не горят желанием осуществить «американскую мечту» пуэрториканцев и нынешние власти в Вашингтоне. Какие резоны «за» и «против» есть у каждой из сторон и к чему это приведет — в материале «Известий».

Вместе и порознь

Право считаться гражданами США все жители Пуэрто-Рико получили еще в 1917 году. Но с тех пор это гражданство оставалась несколько неполноценным: отчисляя федеральные налоги на социальное обеспечение и медицинскую помощь, пуэрториканцы так и не получили возможности выбирать президента Штатов и иметь своих представителей в конгрессе, за исключением всего одного члена в палате представителей без права голоса. С другой стороны, при формальном верховенстве США у территории остались собственная конституция, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти и возможность сохранить испанский язык в качестве государственного.

Такой шаткий баланс, заложенный тем, что официально Пуэрто-Рико находится под управлением США, но не считается их неотъемлемой частью, давно нервировал островитян. Одни жаждали независимости, другие мечтали о том, чтобы стать 51-м штатом США. С 1967 года в государстве прошло пять референдумов по вопросу политического устройства территории. И в 2012-м большинство пуэрториканцев (более 61%) впервые высказались за то, чтобы стать штатом. В 2017 году идею вхождения в состав США поддержали уже рекордные 97% избирателей, правда, при столь же рекордно низкой явке в 23% из-за бойкота оппозиции.

Но поскольку итоги таких плебисцитов были необязывающими, конгресс США, имеющий решающее слово в судьбе Пуэрто-Рико, просто молча игнорировал чаяния островитян.

Здание конгресса Пуэрто-Рико в Сан-Хуане
Фото: Global Look Press/Katja Kreder

3 ноября 2020 года, в день выборов американского президента, территория решила вновь напомнить о себе. В этот день на острове устроили очередной референдум по вопросу вхождения в состав США. И чтобы упростить избирателям жизнь, в бюллетене оставили всего один вопрос: следует ли немедленно принять Пуэрто-Рико в США в качестве штата.

— Согласно последним опросам, существует почти равномерный раскол между теми, кто выступает за то, чтобы стать штатом, и теми, кто против этого. Те, кто последние 100 лет выступал за вхождение в США, выдвигали несколько требований: в частности, осуществление американской демократии путем полной интеграции и экономический паритет с другими штатами, когда речь заходит о финансировании и экономических преимуществах, — пояснил «Известиям» эксперт Центра латиноамериканских исследований Университета Флориды Карлос Суарес.

Движение за вхождение в состав США можно рассматривать как вопрос и экономической рациональности, и политического равенства, согласилась профессор политологии в Университете Пуэрто-Рико Майра Велес Серрано.

— Пуэрториканцы как американские граждане служили во всех войнах, в которых США участвовали с 1917 года, но не имеют тех же политических прав, что и американцы в остальных 50 штатах. Это также вопрос расширения доступа к ресурсам, которые могут помочь развитию экономики. Таким образом, сторонники такого шага рассматривают его через призму экономики и морали, — пояснила эксперт «Известиям».

Не хочется и колется

Название Пуэрто-Рико досталось острову от испанских колонизаторов, окрестивших эти земли «богатым портом». В нынешней реальности эта территория является одной из беднейших земель под управлением США. По данным последней переписи американского населения, уровень бедности на острове составляет 44%, а безработица в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. И с самого начала своего президентства Дональд Трамп неоднократно давал понять, что Пуэрто-Рико — обуза для федерального бюджета.

В 2017 году после мощного урагана «Мария», оставившего территорию на долгие месяцы без электричества и телефонной связи, посетивший Пуэрто-Рико президент США заявил, что не будет выделять никаких дополнительных денег на его восстановление. Потому что, мол, сколько не давай, всё будет разворовано. И под тем же предлогом спустя год распорядился урезать фонд помощи острову.

Фото: Global Look Press/Steve Sanchez

Летом нынешнего года в СМИ всплыла еще одна не подтвержденная, но крайне показательная история. По утверждению экс-сотрудника министерства внутренней безопасности США Майлза Тейлора, два года назад Трамп интересовался возможностью обменять «грязный» и «бедный» Пуэрто-Рико на Гренландию, входящую в состав Дании.

Однако с приближением президентских выборов Трамп сменил гнев на милость, очевидно, вспомнив, что 5,6 млн пуэрториканцев живут на американском материке и уже имеют право голоса в отличие от 3,1 млн, остающихся на малой родине. В октябре Белый дом объявил о рекордном пакете помощи в размере $13 млрд Пуэрто-Рико на восстановление после урагана «Мария». А на предвыборном митинге во Флориде, где проживает свыше миллиона пуэрториканцев, президент самонадеянно назвал себя «лучшим, что случалось с Пуэрто-Рико», призвав голосовать 3 ноября только за него.

А демократы не против

Вместе с тем идее сделать Пуэрто-Рико штатом нынешний глава Белого дома высказал «абсолютное нет». В отличие от соперника-демократа Джо Байдена, в сентябре заявившего, что это «было бы наиболее эффективным средством обеспечения равного отношения к жителям Пуэрто-Рико, равного представительства на федеральном уровне».

Как пояснил Карлос Суарес, в последние годы многие демократы стали открыто выступать за включение Пуэрто-Рико в состав США, исходя из понимания, что эта территория будет настроена в пользу «партии ослов», а значит, даст больше голосов коллегии выборщиков. Согласно ряду оценок, принятие Пуэрто-Рико и Вашингтона, округа Колумбия, также борющегося сейчас за статус отдельного штата, принесет демократам дополнительные четыре места в сенате США.

— Другими факторами могут быть значительные успехи пуэрториканцев в США (например, судья Верховного суда Соня Сотомайор). Кроме того, пуэрториканцы всё чаще присутствуют в «колеблющихся» штатах вроде Флориды, и, наконец, некоторые прогрессивные элементы партии думают, что сделать территорию штатом — это способ репарации Пуэрто-Рико после более чем столетнего колониального обращения, — заметил эксперт.

Фото: TASS/EPA/THAIS LLORCA

Впрочем, таких «репараций» ждут не все, боясь потерять с вхождением в состав США национальную идентичность.

— Во-первых, под угрозой будет испанский язык, никто в Вашингтоне не позволит нам оставить его в качестве государственного. Нам придется попрощаться даже с конкурсом Мисс Вселенная (в нем местные красавицы участвуют не как американки. — «Известия»). Мы просто станем таким же штатом, как и другие 50, — поделилась своими опасениями с «Известиями» жительница столичного Сан-Хуана Майя Родригес.

Вместе с тем отчасти эти страхи преждевременны. Как считает политолог Майра Велес Серрано, даже если демократы будут контролировать сенат и палату представителей, весьма маловероятно, что вопрос о статусе штата для Пуэрто-Рико будет одобрен.

— К сожалению, у нашего референдума есть моральный вес, но нет юридической силы, которая бы заставила Вашингтон принять Пуэрто-Рико. И Джо Байден — не первый кандидат в президенты, дающий обещание решить колониальный статус Пуэрто-Рико, чтобы позже игнорировать его, находясь у власти, — заметила она.

В год пандемии такой скепсис более чем оправдан. С учетом вызванных коронавирусом экономических проблем даже самые оптимистичные сторонники принятия Пуэрто-Рико понимают, что эта тема точно не станет первоочередной задачей президента США, кто бы им ни стал.