Ученые раскрыли секрет успеха «Игры престолов»

Анастасия Федорченко
Фото: Bighead Littlehead

Литературоведы и математики проанализировали характер повествования сериала «Игра престолов» и его первоисточника — серии книг Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» — и выяснили, что они больше похожи на реалистичные исландские саги, чем на два важнейших эпоса Англии и Ирландии «Беовульф» и «Похищение быка из Куальнге», и в этом секрет их успеха. Об этом в понедельник, 2 ноября, сообщила пресс-служба Уорикского университета со ссылкой на статью в журнале PNAS.

«Характер социальных связей между персонажами в «Песни льда и пламени» близок по своему уровню к тому, как работают реальные социальные сети. Этого вполне достаточно, чтобы сделать эту серию более реалистичной, чем эгоцентричные «Беовульф» или «Похищение быка из Куальнге», — утверждается в исследовании.

По словам ученых, если рассматривать «Игру престолов» с точки зрения мифологии, то она больше похожа по структуре повествования на исландские саги, чем на эти эпосы.

В общей сложности в «Игре престолов» задействовано свыше 2 тыс. поименованных персонажей, взаимодействующих друг с другом более 41 тыс. раз. Несмотря на это, типичное число контактов между ними, а также размеры круга общения оставались относительно небольшими во всех главах книги и были сопоставимы с аналогичными значениями современной реальности. В «Беовульфе» и «Похищении быка из Куальнге» повествование завязано на фигурах центральных героев этих эпосов.

В противоположность этому даже центральные персонажи книг Мартина были знакомы или взаимодействовали примерно с полутора сотнями других героев. Это в целом соответствует тому, с каким количеством знакомых и окружающих имеет дело типичный человек сегодня.

Вдобавок число персонажей в каждой главе обычно было равно примерно трем-четырем десяткам, что является идеальным значением для драм Шекспира и других литературных шедевров прошлого, а сама структура повествования была похожа на то, как устроены саги исландских викингов, а не мифы Англии и Ирландии.

Эта реалистичность, как считают ученые, позволяет читателям и зрителям удерживать в памяти все происходящие события и ориентироваться в отношениях между героями, несмотря на их кажущуюся запутанность и сложность.

В свою очередь, ощущение случайности происходящего, по мнению исследователей, специально создается Джорджем Мартином при помощи «временных прыжков» между разными главами для того, чтобы увлечь читателя и заставить его разобраться в ситуации, анализируя имеющуюся у него информацию.

В июле в результате зрительского голосования на портале Digital Spy сериал HBO «Игра престолов» назвали лучшим в XXI веке. Респондентам предлагалось выбрать из 150 сериалов и телешоу, которые вышли на экраны после 2000 года. На второе место зрители поставили сериал «Очень странные дела», третье место досталось шоу «Доктор Кто». В десятку лучших сериалов также вошли «Шерлок», «Во все тяжкие», «Лучший пекарь Британии», «Убивая Еву», «Гевин и Стейси», «По долгу службы» и «Чернобыль».