Отставка премьер-министра западной Ливии Фаиза Сарраджа не изменит баланс сил в стране и не повлияет на позицию России по отношению к конфликту. Кто бы ни пришел на смену Сарраджу, Москва продолжит выступать за внутриливийский диалог при посредничестве ООН. Об этом «Известиям» заявили в Совете Федерации. Эксперты пояснили: отставка правительств и в Тобруке (на востоке Ливии), и в Триполи (на западе) — части одного процесса, свидетельствующие о смене стратегии: попытки решить конфликт военным путем исчерпаны и не устраивают ни ливийцев, ни международное сообщество — дальше возможны только мирные переговоры.
Ушли с кабинетами
Премьер-министр правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Саррадж 17 сентября в эфире национального ТВ объявил о намерении уйти в отставку в конце октября, чтобы «дать дорогу новым лидерам».
В своей речи он сделал акцент на положительных переменах и отметил, что переговоры при посредничестве ООН между соперничающими группировками страны привели к «новому подготовительному этапу» для объединения ливийских институтов и подготовки к парламентским и президентским выборам.
Самоотвод премьера произошел на фоне социальных протестов в Триполи — с 23 августа в крупных городах на западе страны продолжаются митинги против роста цен и коррупции. Одним из главных требований протестующих была отставка Сарраджа.
О скором уходе премьера со ссылкой на источники еще 15 сентября сообщил Bloomberg. По данным издания, глава ПНС планирует покинуть свой пост, чтобы ослабить давление на свою фигуру в свете предстоящих мирных переговоров в Женеве — они запланированы на октябрь.
13 сентября аналогично на фоне социальных протестов ушел кабинет восточной Ливии во главе с премьером Абдаллой ат-Тани. Демонстрации начались в Бенгази (крупнейший город на востоке страны) 10 сентября и были вызваны резким повышением цен на продукты питания, топливо и постоянными отключениями электричества.
Несмотря на изменения в правительствах запада и востока страны, позиция России останется неизменной, заявил «Известиям» глава комиссии Совфеда по информационной политике Алексей Пушков.
— Мы выступаем за решение ливийской проблемы на путях внутриливийского диалога и с помощью политических методов — с участием ООН. Я не вижу причин, по которым из-за смены лиц должна принципиально меняться позиция Москвы, — подчеркнул сенатор. — В Ливии должно быть сформировано общее правительство, которое будет признано всеми участниками процесса. Иного пути урегулирования просто нет.
Политик отметил, что смена руководителя одной из частей Ливии может как осложнить, так и улучшить условия для внутреннего диалога в стране. Стоит посмотреть, кто заменит Сарраджа и какой будет новая конфигурация власти в Триполи.
МИД РФ неоднократно подчеркивал свою позицию в отношении Ливии: Россия не поддерживает открыто ни одну из сторон конфликта и ведет переговоры и с Триполи, и с Тобруком, призывая обе столицы к началу мирного диалога. РФ была одним из инициаторов проведения личной встречи фельдмаршала Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара и премьера Фаиза Сарраджа в январе этого года в Москве и одной из участниц Берлинской конференции, запустившей женевский механизм урегулирования.
Турции тоже выгодно
Отставка главы ПНС Фаиза Сарраджа и уход главы правительства Восточной Ливии Абдаллы ат-Тани — это части одного процесса, демонстрирующие окончательный отход от военного решения в сторону политического урегулирования, пояснил «Известиям» эксперт РСМД, преподаватель департамента политики и управления НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов.
По его словам, оба кабинета министров, просуществовавшие с 2014–2015 годов, дискредитировали себя в глазах внешних игроков и населения Ливии, поскольку провалили экономическую программу реформ и не пришли к объединению страны.
— Насущные вопросы с электричеством, водой и продуктами волнуют население куда больше, нежели военные победы. В решении этих вопросов ни Саррадж, ни ат-Тани не проявили себя эффективно, — отметил эксперт.
Он также подчеркнул: глава ПНС неоднократно говорил о намерении покинуть свой пост, но уходит именно сейчас (в октябре), поскольку активная фаза боевых действий закончена. В феврале этого года Триполи начал успешную военную кампанию против Ливийской национальной армии и продвинулся вглубь страны до линии Сирт–Аль-Джуфра (первое — крупный нефтеналивной порт, второе — военная авиабаза). За этой линией находятся богатые нефтяные месторождения, контролируемые Халифой Хафтаром.
— Международные посредники дали понять, что не позволят силам ПНС продвинуться дальше на восток и выйти к Сирту. Об этом говорили в Каире, ОАЭ, а также во Франции и России. Стороны дали понять, что военное решение конфликта их не устраивает, Триполи и Тобрук должны перейти к реальным переговорам, — подчеркнул эксперт.
Григорий Лукьянов также признал, что отставка Сарраджа не повлияет на поддержку ПНС со стороны Турции. Анкара, в отличие от многих игроков, после 2011 года не только сохранила свое экономическое присутствие в западной Ливии, но и нарастила его. Аналогично выросло и военное сотрудничество двух стран.
Между тем на фоне громкой отставки глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Москва и Анкара приблизились к соглашению о параметрах прекращения огня в Ливии.
Хафтар останется
При этом ждать отставки Халифы Хафтара в обозримом будущем не стоит, заверил Григорий Лукьянов. Поскольку главнокомандующий ЛНА — не выборная, не политическая должность. Свой уровень влияния Хафтар продолжает сохранять. Однако на фоне предстоящего реформирования политической карты Ливии по лекалам председателя палаты представителей Агилы Салеха Исы фельдмаршал может уйти в тень, заявил политолог.
Именно Салех станет во главе нового политического триумвирата в Ливии, считает востоковед Вячеслав Матузов. По его словам, политик пользуется поддержкой как внутри страны, так и среди внешних игроков — его предложения по созданию президентского совета и формированию нового правительства были поддержаны в Каире, Москве и Вашингтоне.
— Планируемая отставка не означает, что премьер полностью уйдет из политики. Скорее всего, это временный уход на другие позиции. В любом случае он передаст свои дела ближайшим сторонникам. Более того, там усилится роль «Братьев мусульман» (запрещено в РФ), — предположил в беседе с «Известиями» востоковед Роланд Биджамов.
Фаиз Саррадж был назначен премьер-министром международно признанного ПНС в 2015 году по итогам Схиратских соглашений. 23 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2259, утвердившую эти договоренности как ключевой элемент урегулирования внутриливийского кризиса.
По настоянию России в документ были включены положения, «гарантирующие возможность подключения к процессу тех влиятельных ливийских сил, которые по разным причинам отказались подписывать политсоглашение» (цитата по сайту МИД РФ). Среди таких сил — палата депутатов (парламент в Тобруке), которая отказывается утвердить ПНС под тем предлогом, что оно не представляет интересы всех ливийских политических сил и регионов.