«Однажды с гор спустились то ли бандиты, то ли повстанцы — но нас Бог миловал»

Православный священник Кирилл Шкарбуль — о своем миссионерском опыте в Азии
Владимир Веретенников
Фото: предоставлено отцом Кириллом Шкарбулем

Настоятель приходов Русской православной церкви на Тайване иерей Кирилл Шкарбуль — один из известных современных миссионеров. В последние годы он нес истину православия жителям Тайваня, Филиппин, Восточного Тимора, а в этом году добрался и до совсем экзотической Папуа — Новой Гвинеи. Благодаря трудам отца Кирилла Синод РПЦ на днях постановил включить Папуа — Новую Гвинею в состав своего экзархата в Юго-Восточной Азии. В интервью «Известиям» отец Кирилл рассказал о работе и приключениях на различных островах Тихого океана.

«...Иному разные языки, иному истолкование языков»

— Расскажите, пожалуйста, для начала, как вы оказались на Тайване?

— Просто я обладал необходимой подготовкой, так как заканчивал аспирантуру и докторантуру по специальности «религиозная философия» на китайском языке. В свое время мой духовник благословил меня получать дальнейшее образование именно на китайском — для того, чтобы его освоить и потом иметь возможность вести миссионерскую работу среди китайцев.

Православная община Тайваня существует более ста лет: с тех пор как по благословению святителя Николая Японского сюда прибыли его чада — крещенные им православные японцы, отучившиеся в основанной им семинарии. Они занимались катехизаторской работой на Тайване, община стала расти — и здесь, в Тайбэе, в 1901 году возник первый официальный православный приход. Уже после коммунистической революции в Китае тут на Тайване осели многие русские белоэмигранты, укрепив здешнюю православную общину. Правда, после Второй мировой войны приход заглох, так как большинство активных прихожан либо состарились, либо покинули остров.

Фото: wikipedia.orgНиколай Японский

Последнюю русскую эмиграционную волну прибило к этому берегу уже в 1990-х — она состояла из людей, покинувших распавшийся и лежавший в руинах бывший Советский Союз. Люди стали просить прислать к ним священника. И после того как в 2012-м я принял духовный сан, меня решили направить именно на Тайвань — благодаря знанию китайского языка. Святейший патриарх Кирилл благословил меня на это служение, я приехал и взялся за свои обязанности. В марте 2013-го мы возродили приход и начали богослужения. Центр приходской жизни находится в столице, в Тайбэе, но наши прихожане живут и в других тайваньских городах.

— А вы занимаетесь миссионерской деятельностью на Тайване?

— Конечно. Тут я должен пояснить, что всего у нас насчитывается около двух тысяч человек, крещенных в православии, — примерно тысяча русских и люди других национальностей, включая и местных принявших православную веру тайваньцев. Из них активно участвуют в жизни общины, регулярно посещают богослужения, исполняют обряды, активно демонстрируют то, что вера для них очень важна, — человек двести. Так вот одна из моих задач в том и заключается, чтобы таких людей становилось больше. Конечно, я работаю и с теми людьми, которые изначально в православии крещены не были.

За минувшие годы у нас воплотилось немало миссионерских программ. Зачастую не хватает помощников, но дело движется. В частности, например, мы практикуем уличную миссию: выходим в людные места, наподобие площадей, станций метро и рынков, рассказываем о себе, выставляем информационные стенды, раздаем печатные материалы. Активно трудимся в интернете — я веду канал на китайском языке, есть еще каналы на английском и русском. Количество подписчиков на них постепенно растет — быть может, не так быстро, как этого бы хотелось, но растет. Проводим онлайн и вживую катехизаторские занятия для тайваньцев, на которые приглашаем всех, кому это может быть интересно, переводим священные тексты на китайский язык. Время от времени я провожу и занятия в местных университетах — читаю лекции о православии.

«...Идет буря Господня с яростью»

— Вы несколько лет занимались миссионерством на Филиппинах. С чего там всё начиналось?

— Начиналось там со стихийного бедствия — в ноябре 2013-го над государством пронесся тайфун «Йоланда», обернувшийся тысячами людских жертв, сильными разрушениями и опустошениями. Я прочитал тогда в новостях, что 12 тыс. человек погибли, еще несколько сотен тысяч — остались без крова и средств к существованию. Некоторые населенные пункты буквально стерло с лица земли. Филиппины от нас относительно недалеко — и сразу возникло желание хоть как-то помочь этим несчастным людям. Какие-то суммы удалось собрать в виде пожертвований, наскребли наши прихожане. Мы накупили продукты и медикаменты — и я вылетел с этим грузом на Филиппины при первой же возможности, на четвертый день после катастрофы мы уже были на месте.

Последствия тайфуна «Йоланда» на Филиппинах в 2013 году
Фото: Global Look Press/Ezra Acayan/ZUMAPRESS

По прибытии стал свидетелем жутких картин — полный хаос, развалины, лежащие на земле трупы... Сначала мы помогали пострадавшим в городе Таклобан, что на острове Лейте, потом направились на остров Себу. К делу помощи подключился наш синодальный отдел, выделивший деньги для приобретения специальных стройкомплектов — для тех филиппинцев, кто остался без жилья. Это всё получило определенный резонанс — и вскоре к нам поступила просьба от так называемых аглипайцев.

— Кто это такие?

— Так называют себя последователи бывшего католического священника Грегорио Аглипая. В начале XX века он со своими сторонниками откололся от католицизма, так как Рим не поддержал отделение Филиппин от Испании, священники, являвшиеся сторонниками независимости, подверглись дискриминации. В настоящее время аглипайство, охватывающее не менее двух миллионов человек, разделилось почти на сто независимых «церквей». Одна из них, под названием Independent Catholic Church of Mindanao, в марте 2014 года официально обратилась к Русской православной церкви с просьбой об их принятии в РПЦ. Это оказались два епископа, двенадцать священников и двадцать восемь приходов, расположенных на острове Минданао и объединяющих несколько тысяч человек.

Я сообщил об их просьбе нашему церковному руководству — и меня благословили на то, чтобы привести этих людей к православию. Мол, вы всё равно там недалеко находитесь — вы и занимайтесь. Ведь на тот момент еще не было православного экзархата в Юго-Восточной Азии, его учредили позже. На Филиппинах я потрудился в качестве главы православной миссии с 2013 по 2017 год. И не всегда это было безопасно. Однажды, например, воспользовавшись начавшимся в городе хаосом, с гор спустились вооруженные — уж не знаю, то ли бандиты, то ли повстанцы, которые начали убивать и грабить население. Но нас, к счастью, Бог миловал...

— Как проходила ваша работа с аглипайцами?

— Мы занимались переговорами и подготовкой к переходу этих людей в истинную веру — и где-то через девять месяцев начали их принимать. Учили их православному миропониманию, православному символу веры. Люди, с которыми мы работали, были разбросаны по большой территории, по всему обширному острову Минданао — так что нам пришлось много передвигаться. А ведь я не мог надолго бросить и своих чад на Тайване, поэтому приходилось постоянно перемещаться между двумя странами, много времени проводить в пути.

Я насчитал, что за эти три года у меня было примерно сорок поездок на Филиппины. Но в результате нам всё же удалось «вытянуть» эту миссию. Два первых массовых крещения мы произвели в апреле 2015-го сразу после Пасхи — окрестили сначала 130, а потом 43 человека. Позже, в августе, крестились сразу 239 филиппинцев: мы совершили таинство вместе со священником Георгием Максимовым, также активно участвовавшим в развитии миссии.

Фото: предоставлено отцом Кириллом Шкарбулем

Всех крестили в водах Тихого океана, причем не только мирян, но и двух бывших аглипайских епископов и четырех священников. Всё вместе — крещение, литургия и причастие — занимало до восьми часов времени. Потом такие события стали происходить всё чаще — в общем и целом, у нас там за эти три года крестилось более двух тысяч человек.

— Как сейчас обстоят дела с православием на Филиппинах?

— Сам я не езжу туда уже три года, но продолжаю внимательно отслеживать ситуацию, общаюсь с живущими там дистанционно. А как же иначе, ведь у меня там осталось несколько сотен крестных детей! Сейчас в государстве действует полноценная мощная миссия: несколько священников, есть много семинаристов-филиппинцев, которые учатся в России, готовятся к будущему священническому служению на Филиппинах, есть певчие, есть диаконы, есть и свой епископ — владыка митрополит Павел. Конечно, очень приятно созерцать столь обильные и добрые плоды. Радостно, что Господь позволил и мне на каком-то этапе поучаствовать в столь хорошем деле.

«Проповедуй сие и учи»

— А почему вы решили посетить в этом году Папуа — Новую Гвинею?

— Я узнал, что православных там нет вовсе, — большинство тамошних жителей или сохраняют языческие верования, или состоят в рядах протестантских деноминаций и псевдохристианских сект. Возникло желание побывать там лично и попытаться посеять семена православия на этой девственной почве. Добирался самолетом до столицы Папуа — Новой Гвинеи города Порт-Морсби, какое-то время прожил там, потом предпринял путешествие в северо-западный регион страны и на остров Бугенвиль. Перед началом моего путешествия в Папуа — Новую Гвинею некоторые старались меня предостеречь — ведь до сих пор ходят слухи о каннибализме...

Однако, как выяснилось на месте, слухи сильно преувеличены. Людоедство практиковали в Папуа — Новой Гвинее раньше, но сейчас этот обычай исчез практически повсеместно. Если где он и остался, то разве что в самых глухих деревнях, затерянных в горах вдали от побережья, где население практически лишено контактов с внешним миром. Что же до опасности для иностранцев... Сразу скажу, что белым женщинам появляться в одиночестве среди аборигенов не стоит — темпераментные местные мужички могут напасть и попытаться затащить в кусты.

Фото: предоставлено отцом Кириллом Шкарбулем

— Успешно съездили, по-вашему?

— Да. С самого моего появления в Порт-Морсби у меня появились добровольные помощники, которые близко к сердцу приняли мои проповеди, а потом помогли в налаживании контактов с населением. Именно они и стали первыми местными миссионерами и начали уже сами нести своим соотечественникам весть о православии. Заинтересованных людей постепенно становилось всё больше и больше. Представьте, желание принять православную веру выразил целый клан, обитающий в нескольких деревнях! Благодаря помощи энтузиастов удалось перевести на один из государственных языков страны — ток-писин брошюру с основами православного вероучения и несколько молитв.

По воскресеньям я стал совершать молитвенные встречи прямо в гостинице. Люди приходили и слушали, как я читаю молитвы, а потом разговаривали со мной о библейских и вероучительных темах. Несколько папуа-новогвинейцев приняли Крещение в первый же мой приезд, более сотни стали оглашенными, они готовятся к вхождению в православную церковь. Свыше сотни человек обратились к Святейшему Патриарху Кириллу с коллективными прошениями о том, чтобы в Папуа — Новой Гвинее открыли постоянную православную миссию. На данный момент в стране уже ведутся самостоятельные богослужения — их проводят те самые миссионеры, кому я, уезжая, поручил развитие дела православной миссии.

В итоге Священный синод учел факты и 25 августа 2020 года решил расширить сферу своей пастырской ответственности на Папуа — Новую Гвинею и Восточный Тимор, постановив включить эти страны в Сингапурскую епархию экзархата РПЦ в Юго-Восточной Азии.

— В чем, на ваш взгляд, заключается философия и специфика миссионерской работы?

— Здесь очень полезен опыт ранней Церкви, когда христиан насчитывалось еще очень мало и требовался определенный запал, сила духа — для того, чтобы идти в мир и рассказывать людям о Христе, нести свою веру народу. Кто примет, кто не примет, возможно, начнутся какие-то гонения — но ты должен идти и делать то, что должно, Господь поручил это именно тебе. Иди без страха о завтрашнем дне, без опасения возможных гонений, без сетований на извечную нехватку денег и помощников. Бог сам пошлет то, что тебе необходимо в тот или иной момент.

Многие страны Тихоокеанского региона — это сейчас тот же чистый лист, которым был мир для первых христиан. Ты общаешься с людьми, в глазах которых ты должен стать вестником истинной веры — а для этого требуется в первую очередь собственная внутренняя уверенность в правоте своего дела. Без этого — никуда. Ну и, конечно, никуда без внутреннего смирения, дабы не возгордиться. Если возгордишься — неудача тебе гарантирована.