Визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Дамаск был важен и своевременен — к такому выводу пришли опрошенные «Известиями» эксперты. По их оценке, поездка прошла в тот момент, когда политический переход в САР стал вполне реальной перспективой. Во время визита 7 сентября в сирийскую столицу шеф российской дипломатии в беседе с руководством республики затронул такие проблемные вопросы, как зачистка от террористов провинции Идлиб и работа Конституционного комитета в Женеве. Сергей Лавров обратил внимание: ситуация в Сирии постепенно успокаивается, а это значит, что на авансцену выходит послевоенное восстановление с мобилизацией международной помощи.
7 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров посетил Дамаск. Это был его первый официальный визит в Сирию с февраля 2012 года. Во время поездки он встретился с президентом республики Башаром Асадом и своим сирийским коллегой Валидом Муаллемом. Итоги дипломаты подвели на совместной пресс-конференции, она прошла с участием вице-премьера РФ Юрия Борисова.
Дипломаты дали понять, что политический переход и урегулирование ситуации в стране идут по плану. Стороны обсудили один из ключевых вопросов — размежевание оппозиции от террористов в сирийской провинции Идлиб, которое взяла на себя турецкая сторона. По словам Сергея Лаврова, у Москвы есть все основания полагать, что Анкара свою работу доведет до конца.
Ситуация в стране в последнее время успокоилась, и оставшиеся очаги терроризма будут уничтожены, заявил российский министр, затронув ситуацию вокруг Конституционного комитета Сирии, недавно возобновившего работу в Женеве, а также тему президентских выборов в САР.
— Вопрос о выборах в Сирии — это вопрос сирийского правительства. И пока не разработана новая конституция или не изменена действующая, в силе остается нынешняя конституция в том виде, в котором она сейчас существует, — сказал Сергей Лавров, подчеркнув, что по работе Конституционного комитета «никаких крайних сроков нет и быть не может».
В свою очередь, Валид Муаллем заявил, что выборы президента пройдут, как и задумывалось, в 2021 году. По его словам, их проведение никак не связано с работой Конституционного комитета в Женеве.
— Это был очень важный визит. Наступило такое время — сверка часов, поэтому назрела необходимость самому Сергею Лаврову поехать в республику, — сказал «Известиям» востоковед Роланд Биджамов. — Конечно, первым и главным вопросом была ситуация в Идлибе. Вторым — вопрос Конституционной комиссии, и, наконец, экономика страны. Все эти три блока были рассмотрены на встрече.
По словам эксперта, в вопросе Идлиба очень важно, что Сергей Лавров подтвердил приверженность Астанинскому процессу. Он указал на то, что и Турция, и Иран, и Сирия успешно взаимодействуют, несмотря на разницу подходов. Что касается Конституционного комитета, то на встрече были снова обозначены четкие позиции. Важно и то, что Москва подтвердила: работа комитета и проведение президентских выборов в САР в 2021 году никак не связаны между собой.
По мнению востоковеда и бывшего дипломата Вячеслава Матузова, визит главы российского МИДа прошел как раз вовремя: завершив основную борьбу с терроризмом, Сирия столкнулась с политической неурегулированностью, которая мешает главному — сохранению территориальной целостности страны.
— Поэтому требуется реализовывать те договоренности, которые были достигнуты в Астане, Сочи, Анкаре и Москве по поводу сирийского урегулирования, — пояснил «Известиям» эксперт. — Недавно состоялся первый раунд переговоров Конституционного комитета Сирии (возобновил работу 24 августа после девятимесячного перерыва. — «Известия»), который, по оценкам нашего МИДа, закончился с позитивными результатами.
Конституционный комитет Сирии был сформирован исходя из резолюции 2018 года, принятой в Сочи Конгрессом сирийского национального диалога. В него вошли 150 человек (по 50 делегатов от Дамаска, оппозиции и гражданского общества). Первое заседание комитета прошло в Женеве 30 октября 2019 года. Вторая сессия комитета завершилась 29 ноября 2019 года без результатов — тогда стороны не смогли согласовать повестку работы.