Турция и Египет продолжают наращивать свои военные силы в Ливии и у ее границ. Об этом «Известиям» сообщили источники, знакомые с ситуацией. Стягивание батарей ЗРК MIM-23 Hawk, зениток Korkut и комплексов С-300 происходит на фоне обострения обстановки из-за подписания Турцией и Катаром договора о масштабном военном сотрудничестве с Правительством национального согласия (ПНС). Представители Ливийской национальной армии (ЛНА) потребовали полного вывода из страны чужих войск и назвали заключение такого соглашения фактическим объявлением войны. Эксперты подтверждают, что такой шаг подрывает имеющиеся мирные инициативы и может вновь разжечь гражданскую войну.
ПВО в плюсе
И Турция, и Египет в последние дни нарастили свои группировки противовоздушной обороны в Ливии и у ее границ, рассказали «Известиям» источники, знакомые с ситуацией. Кроме батарей зенитного ракетного комплекса MIM-23 Hawk, Анкара прикрыла авиабазу Аль-Ватийя новейшими зенитками Korkut, радарами ПВО и ЗРК собственного производства. Египет развернул в регионе дальнобойные комплексы С-300, добавили собеседники «Известий».
Ранее в арабском сегменте соцсетей появились снимки пусковой установки С-300 и развернутого радара этого комплекса. Но точно идентифицировать место, где они сделаны, и определить, находится оно в Египте или в Ливии, по ним невозможно.
ПВО турецкой базы усилили после удара по ней неопознанных самолетов 12 августа. По данным ресурсов, отслеживающих авиатрафик над Средиземноморьем, в последующие дни турецкая военно-транспортная авиация стала чаще прибывать на другие аэродромы, расположенные вдали от линии фронта, но общее количество рейсов из Турции в Ливию не снизилось.
По данным американского министерства обороны, Анкара переправила в Ливию не менее 3,5 тыс. боевиков, завербованных в рядах сирийской оппозиции. Франция, Германия и ряд других европейских государств также обвиняют ее в поставках вооружений в обход международного эмбарго. В свою очередь, руководство Турции заявляет, что на стороне фельдмаршала ЛНА Халифы Хафтара сражаются отряды наемников Объединенных Арабских Эмиратов, набранные в Сирии, Нигере и Чаде. Продолжаются рейсы транспортных самолетов из ОАЭ и других стран — союзников ЛНА.
— Мы видим наращивание усилий Турции по продвижению своих интересов в Ливии, по привлечению своих союзников, по расширению влияния Анкары за счет союзнических сил, и прежде всего Катара, — рассказал «Известиям» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов.
По его словам, Турция делает это настойчиво и последовательно. Если рассматривать шире, то это политика позиционирования Анкары как центра силы в регионе, добавил эксперт.
— Привлечение своих союзников в этих усилиях — шаг Турции по превращению в такую державу. Напомню, турецкие лидеры позиционировали Анкару так же и как лидера мусульманского мира, — отметил Борис Долгов.
Готовятся к обороне
В понедельник, 17 августа, Триполи посетили министр обороны Турции Хулуси Акар и начальник Генерального штаба страны Яшар Гюлер. Впервые вместе с ними прибыл и глава оборонного ведомства Катара Халид бин Мохаммед аль-Атийя. После трехсторонних переговоров с Правительством национального согласия Фаиза Сараджа они подписали договор о военном сотрудничестве.
Турция и Катар пообещали прислать в страну своих военных советников и специалистов для создания регулярной армии ПНС. Монархия Персидского залива профинансирует создание учебного центра для войск. В Мисурате будет создан трехсторонний координационный центр. Ежемесячными станут встречи глав Генштабов.
Спикер ЛНА назвал это фактическим объявлением войны. Базирующийся в Тобруке парламент потребовал полного вывода из Ливии иностранных войск, имея в виду Турцию и ее союзников. Сообщается, что в среду президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси с начальником военной разведки своей страны передал маршалу Хафтару важное послание. Ранее Ас-Сиси заявлял о готовности немедленно ввести войска в Ливию в случае атаки противников на Сирт. Для этого он уже заручился санкцией парламента своей страны и согласием ЛНА.
Арабские СМИ со ссылкой на источники в ПНС сообщили, что стороны на встрече договорились и о предоставлении в пользование Турции морской базы в городе Мисурата на 99 лет. Официального подтверждения этому пока не появилось. «Известия» направили запрос в министерство обороны Турции c просьбой рассказать о планах по созданию военных баз в Ливии и о подробностях подписанных военными соглашений.
По мнению востоковеда Бориса Долгова, подписание договора приведет к обострению конфликта, поскольку создание военных баз — еще одно нарушение соглашений по Ливии, принятых на берлинской конференции и до нее.
— Активное вовлечение союзников Турции в ливийский конфликт вызовет противодействие тех сил, которые противостоят Анкаре. Это Египет, Объединенные Арабские Эмираты, ряд европейских стран. И сейчас, после восстановления отношений с ОАЭ, это может быть и Израиль. Не думаю, что будет широкомасштабный военный конфликт, но локальные военные столкновения между египетскими силами и теми, кто противостоит правительству в Тобруке, вполне возможны, — пояснил эксперт.
Правительство национального согласия и Турция заявляют, что без передачи Сирта под контроль ПНС мирное соглашение невозможно. Их противники из Ливийской национальной армии полностью отвергают претензии и готовятся к обороне ключевого города.
Заморозка в Ливии
Международные посредники предлагают предотвратить возобновление войны в Ливии, заморозив сложившуюся линию фронта. Спорный Сирт и авиабаза аль-Джуфра должны при этом войти в демилитаризованную зону. Для продвижения этой идеи Триполи на нынешней неделе посетил министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Но пока предложение не находит полной поддержки участников гражданской войны.
Накануне пресс-секретарь турецкого лидера Ибрагим Калын сообщил, что во время длительного телефонного разговора 17 августа между российским и турецким президентами они уделили много времени Ливии. Москва предложила стать посредником между воюющими сторонами и способствовать мирному урегулированию конфликта.
В апреле 2019-го ЛНА маршала Хафтара начала успешное наступление на Триполи. Ей удалось установить контроль над основными месторождениями углеводородов и завязать бои за окраины столицы. Прямое военное вмешательство Турции, начавшееся в декабре прошлого года, переломило ситуацию и заставило ЛНА отступить с захваченных позиций на сотни километров к востоку.
Затормозить наступление сил ПНС, поддерживаемых Турцией, удалось только в пригородах Сирта. С июня в Ливии установилось неустойчивое затишье. Обе стороны заявляют свои права на этот стратегически важный портовый город и стягивают войска для возобновления, возможно, решающей битвы войны.