За восемь месяцев работы Московские центральные диаметры доказали свою эффективность и востребованность — пассажиропоток на них постоянно растет. Сквозные железнодорожные маршруты, которые связали Подмосковье с центром столицы, стали совершенно новым для России видом транспорта — наземным метро. Как пассажиры оценивают курсирующий на МЦД городской поезд «Иволга», который отличается повышенным уровнем комфорта и безопасности, и что ждет его в будущем — «Известиям» рассказал заместитель гендиректора АО «Трансмашхолдинг» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов.
— «Иволга» работает наряду с обычными поездами на маршрутах МЦД уже более восьми месяцев — какие впечатления у пассажиров?
— В этом году было проведено исследование пассажирского опыта на МЦД — респондентов просили сравнить различные параметры транспорта, работающего на диаметрах. Многим нравится внешний и внутренний дизайн «Иволги», ее называют динамичным, современным и молодежным поездом. Широкие дверные проемы, просторные проходы и удобные поручни, по мнению пассажиров, делают этот поезд особенно удобным для передвижения по городу: можно быстро зайти в вагон и выйти из него, комфортно ехать стоя. Отметили пользователи и тот факт, что из окон «Иволги» открывается отличный обзор.
Но мы понимаем, что стабильный интернет и наличие розеток для современного пассажира даже важнее вида из окна. Мы хотим, чтобы в наших поездах человек не просто пережидал время в пути, а мог продолжить работать или общаться с друзьями, решить какие-то неотложные задачи или расслабиться, просматривая соцсети. Поэтому мы установили Wi-Fi-роутеры и как можно больше USB-разъемов и розеток. В целом пассажиры отмечают, что «Иволга» превосходит аналоги по этому показателю.
Ее удобство отмечают и пассажиры с детьми: в поезде есть места для колясок, в туалетах имеются пеленальные столики. Да и сами туалетные комнаты достаточно просторные и хорошо оснащенные, что немаловажно для родителей и для маломобильных граждан. И, наконец, в «Иволге» есть места для велосипедов. Мы понимаем, как важна мобильность для современных горожан.
Конечно, разрабатывая городской поезд, конструкторы должны учесть массу технических параметров: он должен быстро разгоняться и почти мгновенно, но при этом плавно тормозить, быть безопасным, иметь гибкую составность, чтобы подстраиваться под пассажиропоток. При этом важно не забыть о самом главном — потребностях пассажира. Ведь обеспечивая высокое качество перевозок, мы повышаем и качество жизни в целом. Операторы МЦД оценили достоинства «Иволги», и уже в этом году на диаметрах появятся 180 дополнительных вагонов нашего поезда.
— Известно, что в период распространения коронавирусной инфекции в «Иволгах» на МЦД в постоянном режиме работали специальные системы обеззараживания воздуха, которые вы интегрировали в разработку задолго до ухудшения эпидемиологической обстановки. Зачем это было сделано, как работает технология обеззараживания и насколько она эффективна?
— Действительно, системы обеззараживания воздуха ставились в «Иволги» изначально. Они устанавливаются на всем подвижном составе Трансмашхолдинга. Так, например, в вагонах для поездов дальнего следования, которые выпускаются входящим в холдинг Тверским вагоностроительным заводом, они появились уже с 2009 года, на моторвагонном подвижном составе — с 2014 года. Мы исследуем технологические разработки по обеспечению биобезопасности пассажиров уже давно, поскольку в транспорте, как в месте массового скопления людей, существует вероятность передачи инфекций. Необязательно это какие-то опасные вирусы, но и банальной ОРВИ заболеть не очень приятно. Значительно снизить риск такой передачи болезней позволяют установки обеззараживания воздуха.
Это отечественная разработка, в основе которой — мощные бактерицидные ультрафиолетовые лампы. Такие же используются в медицинских учреждениях. Они способны лишать активности бактерии и вирусы, делая их неопасными для человека. Установки встроены в системы микроклимата и абсолютно безопасны для пассажиров. Их эффективность подтверждена испытаниями, проведенными Всероссийским НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора. Они обеззараживают до 2,5 тыс. кубометров воздуха в час. В каждом вагоне поезда работают по две установки, отдельная обеззараживает воздух в кабине машиниста.
— Контролируете ли вы как производитель подвижного состава работу поездов в процессе эксплуатации на МЦД?
— Да, разумеется. Наша задача — не просто продать технику. Мы отвечаем за ее работу, поэтому для нас важно следить за ее эффективностью. И, конечно, в случае каких-то сложностей оперативно решить проблему. Для этого создан сервисный центр, специалисты которого круглосуточно контролируют работу поездов. В него поступает информация от диспетчерской службы Центральной пригородной пассажирской компании, эксплуатирующей подвижной состав, а также с управляющих систем самих электропоездов.
— Как проходит работа над новой модификацией «Иволги», какие изменения ее ждут и для чего?
— Сейчас компания работает над новой модификацией поезда. Несмотря на положительные отзывы и от пассажиров «Иволги», и от операторов, мы уверены, что нельзя останавливаться в развитии. Будут строиться новые диаметры, и пассажиропоток будет только увеличиваться, потому нам важно совершенствовать «Иволгу». Выбирая конкретные параметры для улучшения, мы прислушиваемся к мнению пассажиров. Основываясь на их пожеланиях, мы продумываем расположение поручней внутри салона, а также эргономику и цвето-фактурные решения пассажирских кресел, вопрос увеличения их количества без ущерба для вместимости поезда.
В рамках краудсорсинг-проекта, посвященного МЦД, в январе этого года пассажиры также высказали пожелания установить в «Иволгах» сенсорные экраны с возможностью построения маршрута поездки, оборудовать ближайшие к дверям места дополнительными поручнями по аналогии с вагонами метро, а крайние к проходу сиденья – складными подлокотниками. Также они предложили сделать напольное покрытие более темным, установить держатели для зонтов и навигацию с указанием ближайшего выхода на станцию. Благодаря уже проведенной подготовительной работе и конструкционным особенностям «Иволги», реализовать эти предложения можно очень оперативно.
— Работа над новой «Иволгой» также проходит на Тверском вагоностроительном заводе, который, в свою очередь, должен стать центром крупнейшего в стране кластера транспортного машиностроения. Как продвигается работа компании над этим проектом, пандемия не помешала?
— Пандемия глобально не отразилась на работе завода. Как и другие производственные площадки холдинга, он продолжил работу, поскольку вошел в список предприятий, согласно критериям Минэкономразвития, играющих системообразующую роль для отрасли транспортного машиностроения и экономики своего региона. Конечно же, на заводе были введены усиленные меры безопасности, призванные не допустить распространение вируса. Сокращать объемы также не пришлось, поскольку завод выполняет долгосрочные контракты с ключевыми заказчиками, в том числе с Москвой, они оказали существенную поддержку. Одновременно сам ТВЗ обеспечивал работой многочисленных партнеров, среди которых в общей сложности около 2 тыс. малых и 540 средних предприятий, а также свыше 3,7 тыс. микропредприятий.
Работа по созданию кластера транспортного машиностроения продолжается. В него войдут не только заводы, но и научные, образовательные, общественные организации из разных регионов России, что поможет дальнейшему развитию инновационных процессов во всей отрасли. Одной из его составляющих станет центр компетенций по проектированию и производству пассажирского подвижного состава.
— Сегодня в транспортном парке Москвы техника Трансмашхолдинга занимает видное место: это не только «Иволга», но и поезда метро «Ока» и «Москва», пригородные электропоезда ЭП2Д и другие разработки. В чем особенности рельсового транспорта, создаваемого для столичного региона, предъявляет ли Москва особые требования к разработкам?
— К рельсовому транспорту столицы предъявляются очень строгие требования. Москва покупает подвижной состав, который базируется на самых современных технических решениях и внедряет прогрессивные механизмы взаимодействия с поставщиками. Например, работу по контракту жизненного цикла, который предполагает не просто поставку подвижного состава, но и его обслуживание в течение всего срока эксплуатации. Именно на таких условиях город приобрел вагоны метро «Москва» и «Ока». Их производит входящий в наш холдинг завод «Метровагонмаш». Его специалисты занимаются сейчас сервисным обслуживанием более чем 2,7 тыс. вагонов.
С одной стороны, такой формат взаимодействия повышает нашу ответственность как производителя, с другой — позволяет отслеживать работу своего продукта, получая важнейшие сведения для совершенствования новых моделей транспорта. Это способствует созданию комплексных высокотехнологичных продуктов.
— Есть ли спрос на технику компании за рубежом, каковы ее экспортные перспективы?
— Наша техника успешно эксплуатируется в десятках стран мира. Производственные мощности позволяют качественно и своевременно реализовать любые проекты заказчиков, причем адаптируя их под конкретную задачу. Так, например, наши вагоны метро удалось успешно вписать в транспортную систему Будапешта. В целом вагоны метро нашего производства используются в 19 метрополитенах 11 стран мира, ежедневно перевозя более 16 млн пассажиров. Мы также поставляем за рубеж и подвижной состав для железнодорожного транспортного сообщения. Например, Казахстан закупает пассажирские вагоны дальнего следования, а также электропоезда ЭПЗД производства Трансмашхолдинга. В Республику Беларусь также в разные годы поставлялись наши пассажирские вагоны, а в Армению — электропоезда ЭП2Д. Наши представительства есть и в странах СНГ, и в Восточной Европе, например в Венгрии.
Уверен, что многим странам потенциально интересна «Иволга», поскольку по своему техническому уровню она соответствует самым современным разработкам зарубежных конкурентов и даже превосходит их по ряду параметров. К тому же она представляет собой многофункциональную платформу, которая в зависимости от требований пассажиров и заказчика может использоваться и как городской поезд, и как пригородный, и даже как межрегиональный.