В воскресенье, 16 августа, на 79-м году жизни скончался народный артист РСФСР, основатель и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко. О жизни и судьбе одного из самых ярких представителей отечественной культуры второй половины ХХ и начала XXI века — в материале «Известий».
Умер Николай Губенко, актер, режиссер и политик, главной чертой которого был нонконформизм, — причем далеко не всегда в том смысле этого слова, который обычно в него вкладывают.
Необычным у него было даже рождение — Губенко появился на свет в катакомбах осажденной Одессы под бомбежкой. Отец погиб на фронте, мать повесили немцы. Жизнь не расстилала перед Губенко торных дорог, зато с детства своеобразно закалила и научила не бояться идти против течения. После детдома и Суворовского училища он оказывается в массовке Одесского драмтеатра, но уже в 19 поступает во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Для Герасимова Губенко был идеальным по типажу актером — предельно русской, немного провинциальной внешности, лишенный модной в шестидесятых изысканности и кокетства. Тем поразительнее, что Губенко не сыграл у Герасимова ни разу — хотя, вероятно, и стал единственным идейным его наследником в кинематографе.
Дебют его случился в кино, герасимовскому совершенно полярном эстетически. «Застава Ильича» — шестидесятнический стандарт и символ, сумма всех взглядов этого поколения на искусство и жизнь. Губенко в роли молодого горожанина времен «оттепели» выглядел предельно органичным — как и в ролях в Театре на Таганке, где он служил сразу после ВГИКа.
Губенко в ранней Таганке был примой — именно в этом качестве его позвал в театр Любимов, посмотрев выпускной вгиковский спектакль «Карьера Артура Уи» по Брехту. Пугачев, Керенский в «Десяти днях, которые потрясли мир», Янг Сун в «Добром человека из Сезуана» — Губенко был из тех, на ком Любимов строил свой необычный театр. Примечательно, что дублером Губенко во всех этих ролях был Высоцкий. В 1968 году Губенко поступает на Высшие курсы режиссеров и сценаристов — и, разумеется, уходит из Таганки. Как бы он сыграл Гамлета, остается только догадываться.
Николай Бурляев, народный артист России, режиссер
У Николая Губенко завтра был бы день рождения. Но 79 ему уже не исполнится... Один за другим покидают арену бытия артисты великой советской плеяды. Их место остается свободным, утрата невосполнимой. Николай Губенко — прежде всего удивительный, замечательный артист, чьи образы останутся в истории кино- и театрального искусства страны. Я помню его в спектаклях Театра на Таганке. В «Добром человеке из Сезуана» он играл Летчика. Прочие исполнители, очень хорошие, из памяти как-то выветрились (столько лет прошло), но то, что сделал Губенко, живо до сих пор. Отчетливо представляю его темперамент, пронзительное актерское мастерство. Когда разделилась Таганка, он совершил поступок настоящего артиста, режиссера, который видел свой путь развития театра и сохранения труппы. Собрал артистов в новый театр и вел его до конца. Не могу не сказать о Губенко-режиссере, он создал фильмы, вошедшие в сокровищницу советского кинематографа. А самое главное, Николай Губенко был искренним патриотом России. Дитя войны, он пронес чувство любви к Родине через всю жизнь. Не предал своих идеалов в отличии от многих коммунистов-однопартийцев. Мы с ним иногда подшучивали друг над другом. Поскольку мы с ним из разных верований — он в партию верил, я — в Господа Бога. И он мне, бывало, говорил: «Ну ты-то православный». А я ему: «Ну ты-то коммунист». Но это не мешало нам всегда быть добрыми друзьями. Я очень рад, что успел год тому назад вручить Николаю Николаевичу золотую медаль имени Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». И он ее с благодарностью принял.
Как режиссер он заявил о себе сразу и прочно. «Пришел солдат с фронта» — молотов-коктейль из соцреализма, натурализма и экспрессионизма, тяжелая поствоенная драма по сценарию другого любимца Герасимова Василия Шукшина. «Вторым Шукшиным» Губенко окрестили сразу, но он сразу дал понять, что внешнее и отчасти идеологическое сходство — лишь видимость, форма. Самый известный и лучший фильм Губенко-режиссера «Подранки» — куда ближе к «Заставе Ильича», чем к «Калине красной». На ощупь разбираясь в собственных детских комплексах и страхах, переосмысливая их иногда во вполне психоаналитическом духе, Губенко в «Подранках» пытался разговаривать не столько со зрителем, сколько с самим собой. Как ни странно, зритель это тоже понял и оценил.
Как и многие советские режиссеры, он упорно снимал в своих лентах жену — и надо признать, что Жанна Болотова, одна из самых красивых советских актрис семидесятых, никогда не выглядела в этих лентах занимающей чужое место. Губенко никогда не следил за конъюнктурой, рассказывая только то, что ему казалось интересным и важным, даже если со стороны это выглядело однотемьем: «Из жизни отдыхающих» и «И жизнь, и слезы, и любовь» теперь смотрятся чистой дилогией, хотя бы из-за единства места и обстоятельств: пансионат в первом фильме, дом престарелых в другом, хотя ни интонационного, ни сюжетного единства в этих фильмах нет.
Карьеру кинематографиста — и режиссера, и актера — Губенко закончил более тридцати лет назад. Театр был ему, вероятно, гораздо ближе изначально. После смерти Высоцкого по приглашению Любимова Губенко вернулся на Таганку, а семь лет спустя оказался одним из главных героев драматичного развода в самом популярном столичном театре. Разумеется, Губенко тут же прокляла вся либеральная творческая Москва. За «Содружеством актеров Таганки», которое он возглавлял до последнего дня., к сожалению, закрепилась слава реакционного бастарда любимовского проекта, хотя, по мнению многих, дух исторической Таганки Губенко удалось сохранить лучше, чем соседям по зданию.
Ирина Апексимова, актриса, директор Театра на Таганке
Николай Николаевич Губенко — особенный человек в моей судьбе. Когда я пришла директорствовать, он мне очень помог. При том, что всегда был очень занят, — и в театре, и в Мосгордуме занимал высокий пост. Непременно находил время выслушать, что-то важное посоветовать, приободрить, если что-то не получалось. Я ему очень благодарна за эту директорскую и человеческую науку. К сожалению, у нас был с «Содружеством Таганки» всего один совместный проект — вечер памяти Владимира Высоцкого. Но помощь взаимная всегда была, и это тоже во многом заслуга Николая Николаевича. Какой он был человек? Очень сильный, очень цельный, очень порядочный. Его уход — огромная утрата.
Он никогда не боялся вызовов — для него жизнь вообще всегда было тем самым «фронтом», на который он когда-то пришел. И когда согласился стать министром культуры СССР — оказавшись в этой должности последним. И когда в 1990-е годы занялся реальной политикой — в качестве члена КПРФ, что тоже никак нельзя назвать ни следованием моде, ни низменным желанием приобщиться к государственным финансовым потокам.
Губенко работал и в Госдуме, но наиболее значительным и резонансным оказалось его присутствие в работе парламента рангом пониже — Московской городской думе. И там, и там, впрочем, он упорно отстаивал свои взгляды, в которых коммунизма было маловато (его даже исключали из партии за независимость в поступках), а вот осторожного, если не сказать, здорового консерватизма — хоть отбавляй. Будучи заместителем председателя думы, он вовсе не рассматривал эту должность как синекуру — список поправок к городским законопроектам, внесенных Губенко, касается самых разных областей — от кабельного телевидения до расходных статей московского бюджета.
Евгений Герасимов, народный артист России, депутат Мосгордумы
Николай Николаевич был потрясающим актером, великолепным режиссером и замечательным человеком. А по своим убеждениям — коммунистом. Настоящим, искренним и честным, какими были мой дед и те люди, что строили Советский Союз. Он жил ради своего театра «Содружество актеров Таганки», который создал, ради героев фильмов, которые снял. И в Мосгордуме, где он был заместителем председателя, всегда оставался неравнодушным ко всему, что происходило внутри коллектива, к тому, чем жили его избиратели. Николай Губенко — это целый пласт нашей отечественной культуры. Всегда им восхищался. Он детдомовский. Но сила и стремления в нем были такие, что он сам себя создал. Учился в Суворовском училище, выучил английский язык, пришел в театральную студию, попал в труппу театра в Одессе. Без всякой протекции поступил во ВГИК на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Стал министром культуры, будучи действующим актером и режиссером. С иностранными коллегами разговаривал по-английски, и все поражались, как он им владеет.
В театре он продолжал и ставить, и играть (в «Чайке» Сергея Соловьева и в собственном спектакле «ВВС» о Высоцком), но в последние годы было заметно, что трибуна интересует Губенко больше, чем рампа. И в этом тоже проявился его нестандартный нонконформизм — сейчас, когда искусством, в том числе таким традиционным, как театр, стало можно зарабатывать большие деньги, Николай Губенко упорно продолжал заниматься исключительно тем, что казалось ему нужным и важным.