Крымский ингредиент: трасса «Таврида» прослужит без ремонта семь лет

Новая дорога, которую откроют для водителей уже в сентябре, позволит доехать от Симферополя до аэропорта за 15 минут
Ярослава Костенко

Трасса «Таврида» в Крыму готова на 95%. Об этом журналистам сообщил начальник Службы автомобильных дорог Республики Крым Александр Нефёдов. Сейчас здесь прокладывают последние 7 км асфальтового полотна, заканчивают работы по благоустройству дороги и связывают ее с примыкающими путями. Уже в сентябре по «Тавриде» смогут проехать все желающие. Но официально проект будет сдан в эксплуатацию в декабре 2020 года.

Идеальный рецепт

Пахнет горячим асфальтом. Желтый перегружатель укладывает черные плиты — их температура достигает 120 градусов по Цельсию. Жар, поднимающийся от них, подрагивает над дорогой. Так рабочие АО «ВАД» укладывают последние 7 км трассы «Таврида».

— Это асфальтобетонное покрытие, на котором мы сейчас стоим, — лучшее, что есть сегодня в мировой практике, — рассказывает на соседней уже готовой полосе президент Ассоциации «Р.О.С. Асфальт» Николай Быстров. — Его особенность — в подборе вяжущего материала (состава, который добавляется к битуму, чтобы получился асфальт. — «Известия»). Он подбирается исходя из климата — максимальных зимних и летних температур, чтобы летом не образовывалась колея, а зимой трещины.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

При создании «рецепта» асфальта учтено и прогнозируемое движение — количество грузовых автомобилей, осевые нагрузки, поток легковушек.

По словам начальника испытательной лаборатории строительного управления АО «ВАД», подрядчика строительства «Тавриды» Полины Костровой, на поиск нужного состава могут уходить месяцы. Тестовые образцы помещают в специальные устройства, где в воде по ним ездит колесо, имитирующее автомобильное. Так проверяется прочность и долговечность покрытия. «Рецепт» для «Тавриды» искали целых полгода.

Трасса не будет нуждаться в ремонте минимум семь лет, добавил Николай Быстров, а когда в силу износа трещины всё же появятся, расстояние между ними будет максимальным.

Сама «Таврида» готова уже на 95%, рассказал начальник Службы автомобильных дорог Республики Крым Александр Нефёдов.

— Осталось выполнить только некоторые работы по благоустройству, закончить строительство транспортной развязки примыкания к существующим направлениям — например, к московской трассе (Симферополь–Джанкой), — пояснил он.

На участке, огибающем Симферополь, не хватает шумозащитных экранов. Когда их установят, звуки от проезжающих автомобилей уже не донесутся до жителей близлежащего поселка. В некоторых местах полным ходом идет монтаж надземных переходов и лифтов, чтобы на них могли подняться маломобильные люди. Всё это будет доделано уже к сентябрю. Тогда же откроют рабочее движение по всей «Тавриде». Это значит, что водители уже смогут пользоваться ею, но официально дорога будет сдана в декабре.

Старые проблемы

— В Республике Крым до включения в состав России все дороги были сориентированы с севера на юг. С открытием Крымского моста необходимо было организовать транспортную артерию, которая направила бы потоки с востока на запад. Ею стала «Таврида», — пояснил Александр Нефёдов. — Сегодня готова большая ее часть, 190 км трассы в четырехполосном исполнении.

Укладка асфальтобетона на участке трассы «Таврида» в Крыму
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Одно из главных преимуществ трассы в том, что она построена в обход населенных пунктов. Например, теперь по пути в Севастополь совсем необязательно заезжать в Симферополь. Можно отправиться в объезд.

— Ранее путь из Симферополя до аэропорта занимал 30–40 минут. С открытием четырехполосного движения это время составит 15–20 минут, — продолжил Александр Нефёдов. — До декабря 2018 года, когда был открыт первый пусковой комплекс «Тавриды» в двухполосном исполнении, от Керчи до Симферополя можно было добираться восемь часов. В одной только Феодосии машины стояли в пробке по четыре часа. После 2018 года это время сократилось вдвое.

Многочасовая пробка близ Феодосии в курортный сезон была одной из главных транспортных проблем Крыма. Водители проводили в ней и по четыре, и по пять, и по семь часов.

Сегодня четырехполосное движение не запущено еще на трех участках — объезде Симферополя, в Бахчисарайском районе и на севастопольском отрезке.

— Ездить с появлением «Тавриды» стало проще, — рассказал «Известиям» водитель Владимир Маркин. — Чаще всего я отправляюсь отсюда, из Бахчисарая, в Симферополь или Севастополь. Раньше, например, до Симферополя я ехал минут 40, теперь — 20.

Примерно таким же маршрутом пользуется и местный житель Иван Полегаев.

— Водить тоже стало проще, — добавил он. — Покрытие новое, хорошее.

Общая протяженность «Тавриды» — 250,7 км, из них 123,5 км построено, а 127,2 км реконструировано. Расчетная скорость четырехполосной трассы — 120 км/ч (столько составляет максимальный разгон, при котором гарантирована безопасность дорожного движения).

Демонстрация археологических находок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В 2018 году во время строительных работ в 15 км от Симферополя была найдена пещера, получившая название «Таврида». В ней ученые обнаружили уникальные фосфатные минералы — витлокит, гояцит, зодацит и другие. Тут же было открыто и захоронение ископаемых животных ледникового периода.

— Здесь жили хищники, это было их логово. В разные периоды здесь кормили своих детенышей пещерные медведи, саблезубые коты, волки, гиены, — пояснил руководитель проекта строительства научно-туристического кластера Геннадий Самохин.

Уже в следующем году на этом месте должен появиться целый комплекс с геологическим и палеонтологическим музеем.