Маска, здесь тебя знают: как проходит отдых на турецких курортах в пандемию

Анкеты гостей — формальность, дистанции между лежаками нет, а в отели пускают с температурой до 38,5 °C
Татьяна Бочкарёва, Герман Костринский
Фото: REUTERS/Kaan Soyturk

Авиасообщение между Россией и турецкими курортами действует уже с 10 августа. И, как показали эти три дня, слухи о драконовских мерах безопасности в стране сильно преувеличены. Кроме необходимости не снимать маску в самолете и соблюдать социальную дистанцию в ресторане, изменилось немногое. Заметно, что в пандемию туроператорам приходится туго и они стараются экономить — вместо гида в автобусе туристов сопровождает аудиозапись, а в отелях представителей туристических компаний не видно вовсе. Кое-где разместить вас будут готовы даже с повышенной температурой. При этом часть гостиниц до сих пор не открылась, а это значит, что у приезжающих есть риск оказаться совсем не там, где они планировали. В этом убедился корреспондент «Известий», оказавшийся в числе первых прибывших сюда туристов из России.

Новый порядок

В Шереметьево на входе измеряют температуру. Нас везет авиакомпания, у которой есть и обычные, и чартерные рейсы, и регистрация занимает минут 15. Но рядом принимает багаж лоукостер, и к его стойкам очередь, в которой о дистанции и речи не идет. Нам, впрочем, тоже пришлось провести 20 неприятных минут в автобусе, который вез к самолету, — пассажиров в нем полно — без всяких поправок на пандемию.

Изменились правила провоза багажа: в салон теперь можно взять только дамскую сумку, компьютер и детские вещи. Впрочем, как выяснилось позже, на паспортном контроле в Анталье были пассажиры, выходившие из самолета и с небольшими рюкзаками.

Борт большой — двухпалубный Boeing-747 на несколько сотен мест, при этом в экономклассе свободных кресел нет. Весь персонал всё время в масках и перчатках. Пассажиров просят тоже не снимать маски и предупреждают: посещение туалетов ограничено, стоять в проходах запрещено.

Фото: REUTERS/Murad Sezer

В аэропорту Антальи температуру измеряют специальной камерой, направленной на очередь, которая двигалась к паспортному контролю. Тут же дежурит машина «скорой» — и это был единственный за три дня момент, когда мы видели медицинский персонал.

На борту туристов просят заполнить анкету: имя, возраст, название туроператора и гостиницы, не болел ли COVID-19. Эти документы нужно сдать в аэропорту по прилете. Но они на наших глазах полетели в огромный мешок для мусора — так их собирал сотрудник воздушной гавани Антальи. Кто и как разбирается с этими бумагами дальше, неизвестно.

К слову, мы с семьей оказались совсем не в той гостинице, в которой планировали — так что по данным, указанным в анкете, найти нас будет невозможно. Уже на месте выяснилось, что отель пока не открылся, поэтому гостей везут совсем в другое место.

Стало гораздо меньше гидов: в нашем автобусе сопровождения от туроператора не было, в отеле ни одного гида мы также не обнаружили.

При заселении тоже измеряют температуру. На вопрос, при каких значениях пускать не будут, сотрудница отвечает: при 38–38,5 °С. И тут же поясняет: человек может перегреться на солнце, это тоже надо иметь в виду.

Маски в отеле просят носить везде, кроме пляжа. Коробки с ними стоят у входа в ресторан. И персонал действительно следит за тем, чтобы гости без защиты к общей еде не приближались, но в баре на пляже никто о мерах предосторожности уже не думает.

Фото: РИА Новости/Мустафа Далпальта

Весь персонал, включая официантов и уборщиц, в масках постоянно. Столы дезинфицируют после каждого посетителя. Самим накладывать еду в тарелку запрещено — это делают повара и их помощники. Кстати, еды стало поменьше, и предлагают ее довольно экономно. А маску можно снять уже за столом. Вот только положить ее некуда, поэтому приборы часто касаются использованного средства личной гигиены.

Многие отели еще не открылись, но там, где туристы есть, их немало. Хотя в этом году гораздо больше, чем обычно, путешественников из самой Турции. Русскоговорящих тоже достаточно, впрочем, есть и арабы, и немцы.

Парашюты и прочие радости турецкого отдыха работают, при этом в море аншлага нет. А вот на пляже с лежаками никто социальную дистанцию не соблюдает. Да и ограничений по посещению открытого бассейна нет. Не работает лишь закрытый, а, например, в тренажерный зал надо записываться заранее.

Вечерние развлечения тоже остались из доковидной эпохи: дискотеки — и детские, и взрослые — проходят. И за пределы отеля выйти никто не запрещает.

И новая цена

«Известия» опросили несколько крупных агрегаторов. Они фиксируют подорожание билетов на полеты в Турцию по сравнению с августом-сентябрем прошлого года. Разброс довольно большой — на отдельных направлениях рост цен колеблется от 19 до 71%.

В Aviasales говорят, что билет при полете туда-обратно на турецкие курорты с вылетом 10–31 августа стоит в среднем 24,7 тыс. рублей за пассажира — на 30% дороже, чем год назад. В Aviasales не раскрывают абсолютные цифры, но говорят, что в эти даты по количеству проданных билетов Турция обогнала Геленджик.

Средний чек на полеты в Турцию и обратно в августе-сентябре вырос по сравнению с прошлым годом на 25%, до 17,8 тыс. рублей, отмечают в Biletix. В OneTwoTrip фиксируют рост цен с 21 тыс. до 25 тыс. рублей.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Спрос на билеты растет с каждым днем, но на данный момент не достиг прошлогодних объемов. На сентябрь самые выгодные цены на билеты в Анталью: средняя минимальная стоимость на полет в одну сторону из Москвы — 5,7 тыс., из Санкт-Петербурга уже дороже — 8 тыс. рублей.

По уже проданным билетам на август-сентябрь из Москвы на курорт цены выросли на 26%, рассказывают в Tutu.ru. Средний чек на перелет туда-обратно между Петербургом и Антальей вырос на 35%, между российской столицей и Даламаном — на 71%.

Самый заметный рост наблюдается на билеты из Москвы в Бодрум — они подскочили в цене более чем в два раза, сообщили в Tutu.ru. Перелет из Петербурга на этот курорт подорожал на 45%. А самые доступные билеты из Ростова-на-Дону в Бодрум и Даламан — они подешевели на 17 и 40% по сравнению с прошлым годом.