Арендное преимущество: зачем футболистов ограничили в передвижении

РФС сократил число игроков, которые могут переходить между двумя клубами в течение сезона
Алексей Фомин
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

В последний год одной из наиболее актуальных проблем в российском футболе стало засилье в РПЛ средних команд, которые в СМИ и среди болельщиков неофициально называют фарм-клубами топовых коллективов. Лига и РФС решили пресечь подобные взаимоотношения, внеся в регламент запрет на аренду между двумя клубами более двух футболистов за сезон. Однако не все участники процесса считают данную инициативу проработанной, приводя способы по обходу запрета. Также решение критикуют за то, что изменения произошли всего за сутки до старта национального первенства.

Досчитать до двух

Согласно новому пункту регламента, каждый клуб в течение сезона может зарегистрировать для участия в чемпионате России не более двух игроков, перешедших в него на условиях аренды из другой команды РПЛ, начиная с 7 августа 2020 года.

Накануне этого решения шли горячие обсуждения особых взаимоотношений между петербургским «Зенитом» и футбольным клубом «Сочи». Прошлым летом сочинцы после выхода в РПЛ приобрели целую группу футболистов «Зенита». В состав южан перешли Кристиан Нобоа, Антон Заболотный, Иван Новосельцев, Дмитрий Полоз, Эльмир Набиуллин, Ибрагим Цаллагов, Андрей Мостовой. А зимой на правах аренды в команде оказался еще и Александр Кокорин. Нынешним летом «Сочи» арендовал у питерцев Эммануэля Маммана.

Оба очных матча с сочинцами «Зенит» выиграл. Правда, никто, разумеется, не утверждает, что южане отказывались от борьбы за победу. Тем более вторая их игра состоялась уже в последних турах, когда «Зенит» обеспечил себе золотые медали. Но версия о «Сочи», как о неофициальном фарм-клубе сине-бело-голубых, стала слишком часто появляться в СМИ.

Нечто подобное приписывали и столичному «Спартаку». В качестве его фарм-клуба называли «Химки», которые только что вышли в РПЛ. Масла в огонь подлило назначение главным тренером подмосковного коллектива Дмитрия Гунько, более 10 лет трудившегося в системе красно-белых.

Также ходили разговоры о возможном сотрудничестве «Спартака» с «Уфой», откуда в июле в Москву перебрался генеральный директор Шамиль Газизов. В итоге на общем собрании РПЛ за ограничение числа арендованных футболистов в течение сезона между двумя командами проголосовало 11 клубов из 16. Против было пятеро: «Зенит», «Спартак», «Сочи», «Уфа» и «Химки».

Простым большинством лига одобрила поправку, а в пятницу ее утвердило бюро исполкома РФС. Это случилось за сутки до старта нового чемпионата России.

— Мне кажется, вводить изменения за сутки до начала первенства — не очень хорошо, — заявил «Известиям» генеральный директор «Зенита» Александр Медведев. — Надо было проработать этот вопрос. Если у «Спартака» есть избыток футболистов, так зачем их на лавке держать? Можно, конечно, но они не будут играть. А надо, чтобы выходили на поле. Тогда игроки будут расти. А в «Спартаке» и «Зените» есть те, кто может и должен приносить пользу.

Скрытая аренда

Пока эксперты затрудняются сказать, насколько ограничение числа арендованных футболистов сможет заставить клубы прекратить заниматься такими обменами вовсе. Тем более часть игроков, мигрировавших из «Зенита» в «Сочи», делали это не в формате аренды, а после полноценных разрывов контрактов с питерцами и заключения постоянного соглашения с южанами.

— Допустим, я гендиректор «Спартака» и мне надо скинуть с баланса клуба 10 футболистов, — сказал «Известиям» спортивный юрист, бывший гендиректор казахстанского «Актобе» Дмитрий Васильев. — Тогда я расторгаю с ними договоры, и они уходят в «Химки» до конца следующего сезона. И тут же заключаю с ними контракты, что со следующего лета они снова станут футболистами «Спартака». Эти документы будут год лежать у меня в сейфе. Когда придет срок, мы их достанем и игроки смогут выступать за мой клуб снова.

В Континентальной хоккейной лиге (КХЛ), где аренда запрещена, многие годы существуют массовые переходы игроков по проторенным маршрутам. Топ-клубы расторгают с ними контракты, и хоккеисты переходят в менее богатые команды. Однако часто случалось, что стоило игрокам проявить себя, как их нынешние работодатели расторгали с ними договоры и те возвращались в прежний клуб. Данная схема была построена на неформальных договоренностях между менеджерами и получила в хоккейных кругах термин «скрытая аренда». Часть экспертов не исключают, что нечто похожее может произойти и в отечественном футболе, став инструментом законного обхода нового регламента.

— Скрытая аренда была ответом на ее запрет в нашем хоккее, — пояснил «Известиям» Александр Медведев, в 2008–2014 годах работавший президентом КХЛ, а также до сих пор являющийся членом совета директоров лиги и петербургского клуба СКА. — Можно ведь просто продать игрока и иметь право на его обратный выкуп. В России всегда строгость закона искупается необязательностью его исполнения. Мне кажется, надо было это проработать более серьезно. Но раз РФС принял решение, будем играть по этим правилам. Отступать уже поздно.

Несмотря на слухи о тесных взаимоотношениях со «Спартаком», пока «Химки» не арендовали ни одного футболиста красно-белых. В подобном формате в их ряды пришли лишь принадлежащий «Локомотиву» Брайан Идову и находящийся на контракте в «Динамо» Даниил Липовой.