Цвет настроения фиолетовый: Deep Purple экспериментируют, Мацуев шутит

Главные музыкальные новинки недели
Сергей Уваров
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Музыкальная индустрия бодро выходит из кризиса: концертные залы оживают, а отложенные из-за пандемии релизы появляются в магазинах. Но травма, которую оставил коронавирус, будет еще долго напоминать о себе. Свидетельств тому в нашей подборке немало. Zero People поют в сгоревшем театре, Моби переживает из-за изменений климата, а артисты Московской филармонии играют в полупустом зале перед зрителями в масках. И только Deep Purple бодры и безмятежны: срабатывает старая закалка.

Сингл недели

Moby «My Only Love»

Новый сингл Моби из альбома All Visible Objects — вольная кавер-версия одноименной песни Roxy Music. Строго говоря, от оригинала здесь осталось довольно мало — только мотив припева и гармоническая последовательность, а общий облик композиции совсем иной. Вместо рок-баллады — бодрая электроника, которая, однако, цепляет больше: Моби — мастер создания музыкальных «крючков», на которые можно надежно поймать слушателя.

Впрочем, несмотря на «легкомысленный» жанр, тема и назначение трека самые серьезные. О том свидетельствует и анимационный клип — душещипательный парафраз сцены из «Аватара», где жестокие люди варварски сжигают джунгли, не щадя ни туземцев, ни животных. В аннотации Моби объясняет, что хотел «напомнить людям об опасности изменения климата и уничтожения лесов». В музыке, конечно, никакой угрозы и трагедии не чувствуется. Но единственную строчку припева — «моя единственная любовь», — зная авторскую идею, начинаешь воспринимать иначе: речь не о человеке, а о природе.

Клип недели

Zero People «Я получил эту роль»

Нечасто в нашу подборку попадают клипы отечественных исполнителей. Обычно они уступают западным по масштабности и изобретательности визуального ряда. Однако в случае с новой работой инди-дуэта Zero People (сайт-проект музыкантов «Animal ДжаZ» Александра Красовицкого и Александра Заранкина) отсутствие голливудских бюджетов — только плюс: получился пример того, как минимальными средствами можно добиться сильного художественного эффекта и создать по-настоящему концептуальное произведение.

Красовицкий и Заранкин исполнили кавер-версию песни ДДТ «Я получил эту роль» на сцене Владимирского академического театра драмы. Вот только вместо зрителей в зале — пустые обгоревшие кресла. 29 июня там произошел пожар, интерьеры выгорели почти полностью. В этом контексте акция Zero People выглядит как реквием по погибшему зданию. Но выступление без публики не может не напомнить и о другом бедствии — пандемии. А актеры театра, безмолвно появляющиеся в проходе партера, заставляют вспомнить о том, что работу потеряли не только они, погорельцы, но и многие их коллеги по всему миру. Как не увидеть в пожаре метафору?

Альбом месяца

Deep Purple «Whoosh!»

Сетования, что Deep Purple «уже не те», звучат как банальность, пусть и не лишенная оснований. И все же каждый новый альбом «темно-фиолетовых» становится событием. Не станет исключением и очередной лонгплей — доказательство того, что авторы Smoke on the Water вовсе не собираются превращаться в памятники самим себе. Классического хард-рока в духе 1970-х на Whoosh! куда меньше, чем экспериментов. В некоторых треках музыканты заходят на территорию психоделики, в Nothing at All вдруг появляется довольно обширная аллюзия на Баха, а в What the What, напротив, Гиллан со товарищи делает ставку на старомодный рок-н-ролл.

Как воспринимать такую эклектику — вопрос. С одной стороны, слушать альбом, безусловно, интересно. Никогда не знаешь, какие фокусы музыканты выкинут не то что в следующем номере, а даже в ближайшем разделе текущей композиции. С другой стороны, в единое художественное высказывание этот разрозненный набор идей никак не складывается. Но так ли оно важно? Главное, эффектные гитарные и клавишные соло по-прежнему присутствуют, Йен Гиллан в такой же вокальной форме, как 10 и 20 лет назад, да и музыкальный материал местами очень неплох.

Концерт недели

Денис Мацуев и РНМФО «Август. Возвращение живого звука»

Первой из столичных музыкальных институций вынужденную паузу прервала филармония, причем сразу на форте. 7 августа на сцену Зала имени Чайковского вышли пианист Денис Мацуев и Российский национальный молодежный филармонический оркестр под управлением Валентина Урюпина. Билеты на мероприятие были раскуплены полностью — с учетом того, что в продажу по требованиям Роспотребнадзора поступила лишь половина мест, а остальные достались «ангелам акустики» (именно такая надпись красовалась на пустых креслах).

Еще одна примета эпохи — зрители сидели в масках, а вот оркестранты — без. Не было и каких-либо новомодных защитных приспособлений типа пластиковых заслонок. Наконец (последняя уступка пандемии), вечер прошел без антракта, и основная программа оказалась чуть лаконичнее, чем мы привыкли: Увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова. Впрочем, с прекрасными конферансами Ярослава Тимофеева, двумя бисами Мацуева (один из которых — фортепианная версия пьесы «В пещере горного короля» Грига — прозвучал весьма зловеще в полупустом темном зале) и его же шутливым рассказом о том, как спекулянт предложил ему билет на этот вечер.

Пожалуй, было бы символично не транслировать этот концерт, оставить его в сугубо офлайновом пространстве. Но филармония предпочла другую стратегию и предложила меломанам разделить радость от возвращения живого звука хотя бы дистанционно. Что ж, это тоже веяние времени — отнюдь не худшее.