Россияне массово жалуются на нарушения со стороны банков при предоставлении кредитных каникул, введенных президентом из-за коронакризиса, сообщили «Известиям» в проекте ОНФ «За права заемщиков». Основные проблемы — ложное информирование граждан об условиях льготного периода, требование не предусмотренных законом документов, необоснованный отказ, превышение сроков рассмотрения заявок или их полное игнорирование, рассказали «Известиям» в ЦБ. Ранее проект ОНФ обращался в регулятор с письмом (есть у «Известий»), содержащим просьбу проверить соблюдение финансовыми организациями требований закона. В банках отрицают проверки и нарушения.
Нажаловались
ЦБ регулярно выявляет нарушения и недобросовестные практики при предоставлении гражданам льготного периода по ссудам, рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора. Основные из них связаны с тем, что банки необоснованно отклоняют или вовсе не рассматривают требования заемщиков об установлении кредитных каникул по закону. Также сотрудники финансовых организаций некорректно или неполно рассказывают гражданам об условиях и порядке реструктуризации займов, требуют документы, которые по закону предоставлять не нужно.
Проект ОНФ «За права заемщиков» направил письмо в ЦБ с просьбой проверить нарушения банков (есть у «Известий») в предоставлении каникул по закону. В Народном фронте ссылаются на размещенные на специализированных порталах жалобы граждан, публикации в СМИ, а также на поступившие в консультационный центр ОНФ обращения.
В частности, правозащитники указали, что граждане массово жалуются на неоднократные «потери заявок» об оформлении кредитных каникул, навязывание собственных программ рассрочки, условия которых значительно хуже предусмотренных законом, и отказы в их отмене. В результате заемщики теряют деньги из-за невозможности реализовать свое право на снижение платежей в условиях падения доходов, считают в общественной организации.
Ранее ЦБ рекомендовал банкам фиксировать волю потребителей при обращении за льготным периодом в рамках кредитных каникул или за реструктуризацией по собственным программам. При этом финансовым организациям следует подробно раскрывать все существенные условия, особенности и различия предложений, напомнили в пресс-службе регулятора.
Впрочем, информационные письма ЦБ зачастую игнорируются банками до опубликования обязательных к исполнению нормативных актов, сообщил «Известиям» пожелавший остаться неназванным собеседник из кредитной организации, входящей в топ-5 по размеру активов. Банки не обязаны отчитываться о количестве жалоб на потерянные заявления о предоставлении льготного периода и на другие нарушения, поэтому их зафиксированное регулятором число может быть незначительным, добавил он.
Без наличия доказательств в виде аудиозаписей защита прав гражданина становится невыполнимой задачей, указала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
— Сформировалась позиция презумпции виновности клиентов. На них возложено бремя доказательства нарушений, допущенных банком. Это недопустимая практика, поэтому мы считаем необходимым проведение проверки в банках, — подчеркнула она.
По каждому случаю необоснованного отказа в предоставлении льготного периода по кредиту проводится надзорная работа, в том числе применяются меры воздействия, заявили в пресс-службе регулятора. Банк России наказывает подконтрольные организации, если выявлены нарушения либо недобросовестные практики.
Ранее «Известия» сообщали о массовых жалобах на сокрытие банками условий предоставления кредитных каникул и затягивание сроков их оформления.
Нет, не слышали
«Известия» направили в крупные банки запрос о проверках ЦБ указанных нарушений. Однако ответившие отрицают факт их проведения. Число клиентских вопросов, связанных с кредитными каникулами, минимально, утверждают в ВТБ. При этом в финансовой организации выразили готовность оказать заемщикам максимальное содействие в урегулировании проблем.
— Доля отказов в подключении кредитных каникул в Почта Банке ничтожна и составляет 3%, — заявил член правления, директор по продуктам и технологиям Почта Банка Григорий Бабаджанян.
По его словам, рассмотрение заявки на подключение льготного периода осуществляется через интернет-портал. Клиенту также в режиме онлайн отражается информация о положительном или отрицательном решении при несоответствии требованиям закона. Число жалоб было незначительным — около 100-150. Чаще всего клиенты сетуют на сложности с самостоятельным подключением, и им помогают в ручном режиме, добавил Григорий Бабаджанян.
— Собственная программа реструктуризации идентична госпрограмме по процентной ставке и сроку рассрочки, но с более широким действием. У нас нет ограничений по максимальной сумме кредита для получения каникул и нет условий по размеру сокращения дохода. Мы не сталкивались с вопросами или проверками по поводу собственной программы кредитных каникул, — сообщили в пресс-службе ПСБ.
В Сбербанке не зафиксировали значительного количества жалоб. Главная проблема сейчас — это работа с получившими кредитные каникулы по закону клиентами, у которых истекают 90 дней на предоставление документов о снижении дохода более чем на 30%, добавили там. Если гражданин не принесёт справки, то банк должен отменить льготный период, и у гражданина может возникнуть длительная просроченная задолженность.