Легальность происхождения денежных средств будут проверять у всех, кто в соответствии со ст. 8 закона «О противодействии коррупции» обязан декларировать сведения о своих доходах и имуществе. Об этом «Известиям» сообщили в Минюсте. Речь идет о чиновниках разных уровней, членах совета директоров Центрального банка, сотрудниках госкорпораций и т.д., а также членах их семей. Ведомство разработало поправки в Гражданский кодекс, позволяющие изымать у коррупционеров не только имущество, но и денежные средства со счетов. Решение о конфискации будет принимать суд.
Надо доказать
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минюста, законопроекты «О внесении изменения в статью 235 части первой Гражданского кодекса РФ» и «О противодействии коррупции» были внесены в правительство в июле. Они предусматривают появление механизма, позволяющего обращать в доход РФ «неподтвержденные» денежные средства, поступившие на счета в банках и иных кредитных организаций от лиц, в обязанность которых входит предоставлять сведения о своих доходах, имуществе, а также членов их семей. Как уточнили в Минюсте, это может произойти, если сумма превышает общий доход этих граждан за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении нее не представлены сведения, подтверждающие законность получения.
Мера касается федеральных, региональных и муниципальных чиновников, а также иных лиц, обязанных «в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» представлять нанимателю (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», пояснили в пресс-службе Минюста.
Таким образом, речь идет не только о госслужащих, но и о членах совета директоров Центрального банка, руководителях госкорпораций, федеральных фондов и т.д. Как уточнили в ведомстве, выявление нарушений будет происходить в процессе проверки достоверности деклараций, представленных этими гражданами.
Поправки были разработаны в рамках национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.
Изменения в ГК потребуют также поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, рассказали в Минюсте. Как ранее писали «Известия», их готовит Минфин — законопроект предполагает, что изъятые денежные средства будут направляться в Пенсионный фонд.
— В настоящее время средства, конфискованные в рамках «коррупционных» дел, зачисляются в бюджет ПФР. Это — действующие нормы БК РФ. В Гражданский кодекс сейчас Минюстом вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие приобретение на законные доходы, но и денежные средства — в случае отсутствия доказательств законности их получения. Это касается только госслужащих, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина. — В связи с этим требуются корреспондирующие изменения в Бюджетный кодекс, которые разрабатывает Минфин. По сути, это техническая правка в целях синхронизации норм с ГК РФ.
В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.
В конце прошлого года Конституционный суд уточнил, что имущество может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих. КС рассматривал этот вопрос в связи с жалобами бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родственников и знакомых. Ранее у них было изъято имущество на общую сумму более 9 млрд рублей.
Чтобы не размывались
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов рассказал «Известиям», что инициативу нужно поддержать, так как теперь средства коррупционеров не будут «размываться». Однако, по его мнению, и в ПФР их движение необходимо тщательно контролировать.
— С 2008 года в России идет активная реализация антикоррупционного законодательства. Один из важных шагов, который был сделан, это сначала изъятие предметов незаконного обогащения, а теперь и средств. Что это такое? Это несоответствие декларируемых доходов и расходов чиновников, проверку которых осуществляет Генпрокуратура, — пояснил эксперт.
По его словам, сумма нелегальных средств, которые выявляются правоохранительными органами, давно превысила десятки миллиардов.
— Однажды в рамках экспертного совета правительства возник вопрос, что с этими деньгами делать. Так вот там впервые прозвучало предложение направить эти деньги в Пенсионный фонд на решение конкретных задач, — рассказал Кирилл Кабанов.
Эксперт отметил, что это не должно быть единственным дополнительным источником доходов для ПФР, так как коррупционные суммы могут быть разными год от года.
— Это может быть 20 млрд, а может быть и 5 млрд, цифры нестабильны, — уточнил он.
Глава Института избирательных технологий Евгений Сучков в разговоре с «Известиями» отметил, что инициатива Минюста и Минфина может позитивно отразиться на имидже власти.
— Мне кажется, у этого предложения две составляющие. Первая — фискальная, так как понятно, что с наполнением федерального бюджета в условиях пандемии дела обстоят не очень хорошо. Вторая — политическая. Поскольку речь идет о наказании чиновников, это может повысить рейтинг власти, причем всех уровней, — отметил эксперт.
По его мнению, проблем с принятием законопроекта не будет.