Государственные органы не справляются с обеспечением жильем инвалидов, полагают в Счетной палате. Если ситуация не изменится, то закрыть очередь из тех, кто встал на учет еще до 2005 года, получится не раньше чем к 2045-му, отмечается в отчете ведомства, с которым ознакомились «Известия». Ранее планировалось, что это будет сделано в 2020-м. Недостаток финансирования и непрозрачность систем отчетности усугубляется в том числе нехваткой жилого фонда в регионах, подходящего для проживания людей с ограниченными возможностями.
11 миллионов
Своей очереди на получение жилья в России сейчас по-прежнему ожидают около 40 тыс. инвалидов, вставших на учет еще до 2005 года. К началу 2020-го, согласно данным Счетной палаты, в очереди оставались 42 тыс. человек.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитанной на период до 2020 года, предполагалось, что долги перед ними будут закрыты до конца этого года. Однако вероятнее всего эта цель не будет достигнута ни в этом году, ни в ближайшие годы в принципе.
К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты, проанализировавшие ситуацию с обеспечением жильем инвалидов в регионах России в 2018–2019 годах. Анализ проводился в 85 субъектах в первой половине 2020 года, материалы отчета есть в распоряжении «Известий».
«Государство пока не выполнило свои обязательства по улучшению жилищных условий инвалидов. Темпы предоставления господдержки настолько низкие, что зачастую инвалиды просто не успевают реализовать свое жилищное право. Для решения проблемы не хватает финансовых ресурсов и подходящего жилья», — подчеркивается в выводах ведомства.
Если текущая ситуация не изменится, не исключено, что ликвидировать очередь из тех, кто попал в нее еще до 2005 года, получится не раньше чем через 20 лет, заключают аудиторы. Не удается решить жилищные проблемы и тем, кто встал на учет позднее.
«На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов порядка 63 тыс. человек. В 2019 году улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников», — следует из отчета аудиторов.
Общая численность инвалидов в стране, по их подсчетам, составляет около 11,2 млн человек, это 9,6% от всего населения. В том числе среди них 688 тыс. детей. При этом как сами люди с ограниченными возможностями, так и семьи с детьми-инвалидами часто относятся к категории малоимущих граждан, которые проживают в плохих условиях, вовсе не имеют собственного жилья или не имеют достаточного количества квадратных метров на одного человека.
Сосредоточились по центру
Наиболее сложной, по данным ведомства, является ситуация в Центральном федеральном округе. Там не обеспечены жильем 20,2% инвалидов. В Северо-Западном, Приволжском и Северно-Кавказском федеральных округах этот показатель составил 18%, 18,5% и 17,4% соответственно.
Почти половина — 45,7% инвалидов (19,4 тыс. человек), нуждающихся в улучшении жилищных условий, сосредоточены в шести субъектах. Это Москва, Санкт-Петербург, Чеченская Республика, Дагестан и Татарстан, а также Пермский край. Самые небольшие очереди зафиксированы в Магаданской области, ЕАО, Ненецком и Чукотском автономном округах, говорится в выводах специалистов ведомства.
Меры социальной поддержки, положенные людям с ограниченными возможностями, определяются в России двумя ключевыми законами — «О социальной защите инвалидов» и «О ветеранах».
Претендовать на получение жилья от государства могут инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Люди, вставшие на учет до 2005 года, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, причем основным критерием при распределении средств является нуждаемость. Для тех, кто обратился в государственные органы после 2005 года, ключевыми критериями являются нуждаемость и имущественное положение. Инвалиды Великой Отечественной войны могут претендовать на улучшение жилищных условий вне зависимости от своего имущественного положения. Отдельные категории могут претендовать на получение жилья без очереди — например, дети-инвалиды с тяжелыми заболеваниями.
«С 2018 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета удовлетворялась всего на 5%. Это позволяло обеспечивать в течение одного года от 3 до 6% общего числа очередников», — говорится в выводах Счетной палаты.
Еще одна особенность заключается в непрозрачности отчетов, поступающих из регионов, и отсутствии информационной системы, позволяющей обобщить все данные и получить реальную картинку по количеству нуждающихся в жилье инвалидов, а также об эффективности предпринимаемых в этом отношении мер.
Так, с 2018 года в России действует федеральный реестр инвалидов, призванный обобщить информацию об этих категориях граждан. В Пенсионном фонде России указывают, что он содержит «все необходимые сведения» о каждом гражданине с инвалидностью. Однако в реестре нет информации ни о нуждаемости включенных в него граждан — хотя это один из основных критериев обеспечения жильем, — ни об их фактическом обеспечении жилплощадью, выяснили аудиторы.
Другие источники — в том числе единая государственная система социального обеспечения и комплексная информационная система Минстроя, — всей необходимой информации также не содержат.
Квартир просто нет
Точная и хорошо систематизированная информация нужна в том числе для того, чтобы отслеживать эффективность социальных выплат, которые в регионах предпочитают делать вместо предоставления жилья.
Предполагается, что на эти средства очередники смогут самостоятельно приобрести квартиру, например, по договору долевого строительства. В 2018 году выплаты получил 71%, получивших господдержку, в 2019-м — 79,5%.
Однако проблему это чаще всего не решает, уверены в Счетной палате. Во-первых, средний размер выплаты в регионах — около 700 тыс. рублей, — меньше рыночной стоимости жилья. Из-за этого те, кто не может привлечь дополнительные средства, — а речь прежде всего идет о нуждающихся людях, — от ее получения попросту отказываются. Во-вторых, полагают в Счетной палате, во многих регионах не регламентирован порядок ее использования. Из-за этого деньги могут быть направлены на приобретение жилья, меньшего по площади, чем необходимо, или находящегося в аварийном состоянии.
В результате этих сложностей очередь идет на убыль естественным путем — кто-то из нуждающихся решает свои проблемы самостоятельно, кто-то лишается инвалидности, кто-то умирает. По данным аудиторов, среди 2,5 тыс. человек, снятых с учета в 2011–2019 годах, господдержку в реальности получили меньше четверти — 24,4%. В 2018 году таких было 3% очередников при том, что утратили право на улучшение жилья 25%. В 2019-м их было 6% и 12% соответственно.
При этом в муниципальных фондах чаще всего просто нет жилья, подходящего для проживания инвалидов.
«Обследование жилых помещений в регионах показало, что большая часть жилищного фонда в России не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. По информации региональных органов исполнительной власти, общее количество неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами, составляет более 1 млн», — подчеркивается в выводах Счетной палаты.
Со сложностями при получении положенного жилья связаны около 80% обращений, поступивших в столичный фонд правовой защиты инвалидов «Без барьеров» — за последние два года это около 2 тыс. случаев, рассказывает «Известиям» его директор Светлана Носачева. Большая часть, по ее словам, связана с бюрократическими сложностями при постановке на учет.
В частности, в 2016 году было принято постановление правительства, по которому жилые помещения и помещения общего пользования в многоквартирных домах могут быть признаны не приспособленными для проживания людей с ограниченными возможностями, включая тех, у кого есть стойкие расстройства слуха, зрения и двигательного аппарата. В этом случае они вправе встать в очередь на получение нового жилья или потребовать проведения дополнительных работ.
— Начнем с того, что до прошлого года в Москве обследованием квартиры и подъезда занимались не межведомственные комиссии, как прописано в постановлении, а рабочие группы, не имеющие полномочий. В результате людям приходилось заново подавать заявления в префектуру и заново проходить все обследования, — рассказывает она.
А для того чтобы получить специальную отметку в программе реабилитации, необходимую для постановки на учет, в столице долгое время требовалось письмо от департамента имущества, получить которое, в свою очередь, нельзя было без наличия отметки в программе реабилитации, из-за чего возникал замкнутый круг.
Обращения с просьбами помочь реализовать право на получение жилья поступают регулярно, рассказали «Известиям» во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ). Большая часть из них — от людей, имеющих проблемы с мобильностью, в основном колясочников, или родителей таких детей. Для них проживание в неприспособленном жилье является критичным и фактически лишает их возможности вести активную жизнь, регулярно выходить на улицу, а следовательно — и пользоваться условиями, созданными там в рамках программы «Доступная среда», указывает глава общества, депутат Госдумы Михаил Терентьев.
«Полное отсутствие бюджета»
Любое решение по обеспечению жильем ребенка-инвалида — это несколько лет работы, даже если речь идет о детях, которые могут претендовать на получение квартир вне очереди, рассказывает руководитель детского правозащитного проекта «Патронус», адвокат Светлана Викторова.
— Большая часть ограничений при постановке на учет связана с подсчетом метража. В Москве, например, жилищная норма постановки на жилищный учет — менее 10 м на человека. При этом учитывается собственность всех зарегистрированных — считаются все квадратные метры, включая дачные дома. То есть если с инвалидом зарегистрированы, например, мама, папа, бабушка, и у папы есть недвижимость где-то еще, им могут отказать, потому что общий размер площади будет превышать учетную норму, — объясняет собеседница издания.
С другой стороны, указывает Светлана Носачева, в столичных новостройках сейчас учитываются основные требования для проживания инвалидов-колясочников. Они оборудованы грузовыми лифтами и не имеют лестниц при входе в подъезд (так называемый нулевой этаж). Сложнее ситуация с переоборудованием домов старого фонда.
— Главная проблема в том, что если в Москве есть программа по специализированному жилью, в рамках которой, собственно, и строятся эти квартиры, то в большинстве регионов таких программ нет и не предвидится в связи с полным отсутствием бюджета, — отмечает она.
Ситуация с обеспечением очередников в Москве в целом обстоит лучше, чем в среднем по России, согласна Светлана Викторова. Если в столице стандартный срок ожидания в Москве составляет около 20 лет, в регионах, по ее словам, «всё намного хуже». Сказывается в том числе отсутствие подходящих для проживания инвалидов квартир в муниципальных жилых фондах.
— Поскольку законом их наличие предусмотрено, нужно идти в суд, добиваться строительства жилплощади. То, что такой недвижимости сейчас нет, не должно интересовать тех, кто имеет на них право. Это должно интересовать администрацию, — подчеркивает юрист.
Пока же некоторые семьи, годами ожидающие исполнение решения суда, предпочитают выбирать альтернативу в виде получения рыночной стоимости жилого помещения вместо квартиры, которую можно получить по решению суда. Ее размер не соответствует реальной стоимости жилья на рынке, однако такая выплата является для многих единственной возможностью получить хоть что-то, самостоятельно пополнив эту сумму за счет маткапитала или личных сбережений, заключает она.
Для улучшения ситуации в Счетной палате предлагают включить меры по выполнению обязательств, связанных с обеспечением жильем тех, кто встал на учет до 2005 года, в национальный проект «Жилье и городская среда». В проекте также рекомендовано предусмотреть развитие рынка социального и арендного жилья, строительство малокомплектных домов коллективного проживания. Финансироваться они должны через госпрограммы.
Кроме того, необходимо увеличить объем средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, подчеркивают аудиторы, разработать «дорожную карту» по ликвидации задолженности перед очередниками с графиками для каждого региона, ввести систему единого учета граждан, имеющих право на предоставление жилищной поддержки, и разработать предложения по изменению законодательства, направленные на решение проблем тех, кто встал в очередь после 2005-го. И провести ревизию жилплощади, проверив ее на соответствие потребностям людей с инвалидностью.