Адвокаты режиссера Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела «Седьмой студии» намерены обжаловать обвинительные приговоры. Однако эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что это рискованно: подсудимые получили условные сроки, в процессе пересмотра их могут заменить на реальные. Громкое дело, связанное с хищением бюджетных средств, расследовалось в течение пяти лет и завершилось оглашением приговора в Мещанском суде Москвы 26 июня. Чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, Минкультуры намерено законодательно освободить худруков театров от работы с финансами и возложить эту обязанность на директоров учреждений. При этом Кирилл Серебренников, в отличие от гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и генпродюсера Алексея Малобродского, не лишен права занимать административные должности.
Ожидания не оправдались
Оглашение приговора началось с небольшим опозданием. Судья Олеся Менделеева обозначила, что подсудимые признаются виновными в совершении мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Приговор судья читала тихо и монотонно. Она объявила, что экс-чиновница Минкультуры Софья Апфельбаум не была осведомлена о преступных намерениях режиссера и худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Однако проявила халатность при проверке финансовых документов. Она также заявила, что, хотя подсудимые не признали вину, их слова опровергаются позицией представителя Минкультуры и показаниями свидетелей.
В перерыве перед оглашением резолютивной части приговора в зал проник активист в футболке с надписью «Обнал=украл». На его появление негативно отреагировали адвокаты фигурантов, заявив, что это прямое давление на правосудие.
В итоге суд пришел к выводу, что бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий Итин и ее бывший генпродюсер Алексей Малобродский объединились в преступную группу под руководством Кирилла Серебренникова. Они длительное время занимались хищениями бюджетных средств. А сам режиссер действовал, «имея корыстный умысел, направленный на личное обогащение».
Продолжая зачитывать текст приговора, судья заметила, что считает достаточными собранные следствием доказательства и результаты проведенных экспертиз. Доводы же защиты она признала необоснованными.
Кирилл Серебренников приговорен к трем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 800 тыс. рублей. Алексею Малобродскому назначено наказание в виде двух лет условно и 300 тыс. штрафа, Юрию Итину — три года условно и 200 тыс. Оба также лишены возможности в течение трех лет по истечении срока наказания занимать руководящие должности. Относительно Кирилла Серебренникова этого пункта нет. Как пояснил «Известиям» его адвокат Дмитрий Харитонов, причина в том, что режиссер никогда не занимал административных должностей (худрук таковой не является).
В любом случае Кирилл Серебренников сможет дальше работать художественным руководителем «Гоголь-центра».
Несмотря на условные сроки, адвокаты намерены обжаловать приговор.
— То, что назначена мера, не связанная с лишением свободы, безусловно, расцениваем положительно. Но, как адвокат, я приговором недоволен. Считаю, что Серебренников должен быть оправдан. Приговор, который мы сегодня услышали, не является правосудным. Суд фактически не анализировал доводы защиты, — сказал Дмитрий Харитонов.
Что же касается Софьи Апфельбаум, она признана виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Суд счел достаточным назначить основным наказанием штраф в 100 тыс. рублей. Но в связи с истечением срока давности преступления Софью Апфельбаум освободили от его уплаты.
Накануне судебного заседания адвокат Юрия Итина Юрий Лысенко заявлял «Известиям», что он, как и защитники других фигурантов дела, уверен в оправдательном приговоре. При другом раскладе все они обязательно будут обжаловать решение суда.
Справка «Известий»Уголовное дело по факту мошенничества с бюджетными средствами в «Седьмой студии» возбудили в 2015 году. Но известно об этом стало на два года позже, когда прошли обыски в квартире режиссера Кирилла Серебренникова.
По версии следствия, Серебренников, генеральный продюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, продюсер Екатерина Воронова, гендиректор Юрий Итин, главный бухгалтер Нина Масляева и начальник департамента Минкультуры Софья Апфельбаум в 2011–2014 годах похитили 128,974 млн рублей, выделенные ведомством на развитие творческого проекта «Платформа».
Главным доказательством в этом деле стали показания Нины Масляевой. Ее дело выделили в отдельное производство в связи с признанием ею вины. Екатерина Воронова до сих пор находится в розыске.
Послание
Ранее, во время прений сторон, гособвинитель Михаил Резниченко требовал приговорить Кирилла Серебренникова к шести годам реального лишения свободы, Алексея Малобродского — к пяти, а Юрия Итина и Софью Апфельбаум — к четырем годам каждого.
Сроки, которые запрашивал гособвинитель для фигурантов дела, должны назначаться только очень серьезным преступникам, считает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант.На ход всего дела повлияли результаты третьей экспертизы, доказавшей, что стоимость работ была завышена практически в три раза, отметил председатель Центра правовой помощи «Дело жизни» Иван Соловьев.
— После того как фигурантам изменили меру пресечения (на подписку о невыезде. — «Известия»), некоторые расценили это как знак, что дело будет замято или при назначении наказания учтут уже отбытое обвиняемыми время в СИЗО и под арестом. Думаю, что, основываясь на этом, сторона обвинения и запросила указанные сроки лишения свободы. По данным статьям они не являются завышенными и чрезмерными, — пояснил «Известиям» адвокат.
С другой стороны, заметил Иван Соловьев, дело «Седьмой студии» стало неким посланием современным чиновникам от культуры и непосредственно деятелям культуры о том, что известность не станет индульгенцией в подобных случаях.
Возможное обжалование приговора управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин считает рискованным.
— Для него должны быть основания. Но нужно учитывать, что в новом приговоре условные сроки могут в итоге заменить реальными, — сказал «Известиям» Егор Редин.
Цена искусства
В Минкультуры в ответ на просьбу прокомментировать дело «Седьмой студии» напомнили, что ведомство является потерпевшей стороной процесса. В министерстве объяснили, какие меры будут приняты, чтобы «исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами».
Одна из них — законопроект «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Он закрепляет разделение сфер между директором и художественным руководителем.
— Если художественный руководитель сильный, является творческим лидером, то он зачастую становится главным управленцем. А главный менеджер оказывается в позиции его заместителя. Это классическая ситуация, которая определяется действующей законодательной нормой. Получается, что контракт заключается именно с худруком, и он оказывается ответственным лицом, в том числе за решения менеджмента, — отметила глава ведомства Ольга Любимова.
В новой конструкции худрук будет свободен от работы с финансами, уточнили в Минкультуры. Законопроект проходит процедуру согласования и уже официально одобрен российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
«Известия» обратились к деятелям культуры с просьбой пояснить, что надо изменить в отечественном театральном деле и законодательстве, чтобы подобных инцидентов больше не было.
В первую очередь необходимо отрегулировать возможности заключения бюджетными учреждениями культуры контрактов, считает Ирина Апексимова, директор и художественный руководитель Театра на Таганке.
— Сейчас львиная доля закупок проходит через портал поставщиков. К чему, как правило, это приводит? Ты покупаешь товар в несколько раз дороже и только то, что предлагают зарегистрированные на портале компании, — сказала она.
Худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев считает, что корректировка законов ситуацию не исправит. Однако сам он разделил обязанности и уже год не работает с финансами.
— Я не настолько знаю законы и не собираюсь в них погружаться до такой степени. Не отказываюсь от руководства театром, но отказываюсь от какой бы то ни было материальной ответственности, — пояснил Евгений Писарев.
Директор театра «Практика» Борис Мездрич считает, что законодательство должно откликнуться на природу театральной деятельности.
— Не надо считать искусство услугой, надо считать его миссией, научиться так адаптировать Бюджетный кодекс, чтобы он был подвижным, — сказал он.
Театральная жизнь формируется по выбору режиссера, художника по своим правилам, подчеркивает эксперт. Востребован не тот, кто дешевле, а тот, кто талантливее.