Почему-то кажется, что юмористы и сатирики просто не должны покидать нас внезапно, после страшной неведомой дотоле болезни. Но Анатолий Трушкин, любимый народом автор, в последние годы и сам много работавший как исполнитель своих миниатюр, ушел именно так — жизнь писателя прервал коронавирус. «Известия» вспоминают Анатолия Алексеевича.
Смерть Трушкина внесла еще одну скорбную строку в мортуарий умерших от коронавируса знаменитостей. Композитор Вустин, цирковой артист Феррони, режиссер Гаспаров, физик Казарян, актер Балмусов... Анатолий Алексеевич стал первым писателем в этом списке. Вдвойне печально и символично, что он был писателем веселым — одним из столпов отечественной сатиры, делившим пьедестал, пожалуй, лишь с непревзойденным Михаилом Жванецким и столь рано ушедшим Михаилом Задорновым.
Аркадий Инин, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР
Когда он заболел коронавирусом, то попал в прекрасную клинику. Звонил мне, рассказывал: «Меня положили в отдельную палату, здесь чудесные врачи»... Мы с ним регулярно разговаривали, он был бодр и весел. Потом вдруг исчез — телефон стал недоступен. Через врачей я узнал, что он в реанимации, на ИВЛ. Мы, конечно, молились каждый день. Через какое-то время вдруг он сам позвонил и слабеньким голосом сказал, что вытащили его, правда, ходить еще не может, но жив. После этого каждый день с ним созванивались, и голос у него становился всё бодрее. «Да-да, сейчас лучше уже, пробую вставать!» И опять пропал дня на три. Думаю: ну, наверное, у него какие-то процедуры. Поэтому не очень беспокоился. Как вдруг — абсолютно оглушительное известие... Он был примером соединения прекрасного творца и прекрасного человека. Как мы знаем по событиям последних дней, довольно часто бывает иначе — прекрасный творец и отвратительный человек. Вот это не про Толю. Я на сто процентов могу сказать, что ни один человек не скажет о нем плохо. Не участвовал ни в каких разборках, конфликтах. Всегда уважительный, спокойный, не задиристый. С ним никогда никаких семейных скандалов не было, ничего такого, чем могла бы поживиться желтая пресса... У него было удивительное сочетание интеллигентности, о чем я уже сказал, и народности. Все его персонажи абсолютно народные, узнаваемые. Простые ребята — водители, продавщицы, тещи, мужья, алкаши и добрые деревенские чудики... Никто больше у нас на эстраде так не писал и не пишет. И неслучайно, что он много работал с Мишей Евдокимовым, они оба были такими корневыми людьми.
Анатолий Трушкин родился 28 октября 1941 года в Челябинске. Впрочем, суровое военное лихолетье его семья переживала в Подмосковье, куда вернулась из эвакуации уже в 1942 году. Москвич с 1951-го, Трушкин никогда не терял связь со своей малой уральской родиной: «В Челябинске меня привечают», — всегда говорил он. В 1964 году будущий автор миниатюр для лучших артистов отечественной эстрады окончил Московский авиационно-технологический институт.
Впрочем, уже во время учебы Трушкин увлекался театром и сочинял сатирические сценки, так что после распределения на секретный военный завод продолжал сотрудничать с редакцией журнала «Студенческий меридиан». «В студенческом театре миниатюр МАТИ мы много шутили, смеялись, я что-то уже начинал писать. Мне даже разрешили свободное посещение лекций. В итоге к окончанию института я болта от гайки отличить не мог», — вспоминал он годы спустя.
Борис Грачевский, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ
Анатолий Трушкин — удивительный человек, совершенно непохожий на других юмористов своим добрым характером и какой-то мягкой теплой иронией по отношению к самому себе, в первую очередь. Мне доводилось с ним гастролировать. И он всегда замечательно работал, зрители его любили, уважали, смеялись на его выступлениях, потому что это всегда было ярко и сочно. Вроде, и внешность у него была совершенно неподходящей для этого, но Бог дал ему юмористическую жилку и писательский талант. А вместе это дает потрясающий результат. Он создавал прекрасные рассказы, их много, все с выразительными персонажами, запоминающимися фразочками... Для «Ералаша» он написал два сюжета. Совсем недавно был у нас разговор. Говорю ему: «Тебе не стыдно? Всего два!» — «Напишу еще, напишу» — «Вот и пиши!». Три дня назад он, находясь в больнице, еще беседовал с нашими коллегами, и вот... Это ярчайшая фигура эстрады, один из лучших представителей юмористического жанра. Колоссальная потеря...
Трушкин работал со студотрядами — самым живым и непосредственным подразделением молодежного официоза тех лет. Парни и девушки, ехавшие осваивать целину, были и искренними энтузиастами, но не желали, подобно предшествовавшему поколению, видеть действительность сквозь «розовые очки» — или через призму постоянного страха. В этих кругах допускалось и приветствовалось определенное вольнодумство, что в своих монологах и миниатюрах Трушкин воплощал с настоящим блеском.
Вскоре коллеги-журналисты надоумили инженера Анатолия поступить в Литинститут — что он и сделал. Его учителями были такие «зубры» нашей словесности, как Виктор Розов и Сергей Залыгин. В начале 1970-х Трушкин начал работу на ТВ, написал пару десятков успешных сценариев для телеспектаклей, освоил редакторское ремесло. Но спустя семь лет понял, что душа его не лежит к «большим» формам — и сосредоточился на юморе.
С 1981 года он ушел в литературу уже как профессионал. Его юморески вошли в репертуар Михаила Евдокимова, Романа Карцева, Ефима Шифрина, Яна Арлазорова, Клары Новиковой и Владимира Винокура. Трушкин дважды становился лауреатом премии «Золотой теленок», учрежденной «Литературной газетой», а его произведения были включены в 16-й том «Антологии сатиры и юмора России XX века» — наряду с Булгаковым, Ильфом и Петровым, Зощенко. «Лестное соседство», — как отмечал сам писатель.
Роман Сенчин, писатель, лауреат литературных премий
Анатолия Трушкина называют писателем-сатириком. По-моему, он, скорее, был юмористом. Сатирик должен быть человеком желчным, видеть недостатки и указывать на них обществу, которое не засмеется, а усмехнется. Трушкин же помогал людям отдохнуть душой, беззлобно посмеяться. И при этом, в отличие от большинства юмористов, не скатывался в пошлость. Некоторые его миниатюры, публиковавшиеся в 1980–2000-х в «Литературной газете», вспоминаю и неизменно улыбаюсь. И на душе становится теплее.
С начала этого столетия он и сам стал всё чаще появляться на эстраде. Зрителям полюбились выступления Трушкина в популярной телепрограмме «Аншлаг». Жил, впрочем, тихо и совсем незвездно, вне поля зрения объективов светских хроникеров. «Мне удалось выяснить насчет себя, что я родился (есть свидетели), учился (есть документы), женился (со слов одной женщины). Полагаю, что в остальном биография типична: не имею, не знаю, нет, никогда, нигде, ни за что, пропади всё пропадом», — как говорил он в одном из своих самых популярных монологов.
В мае 2020 года у 78-летнего писателя диагностировали коронавирусную инфекцию. Он боролся с ней долго — более месяца, но, увы, врачи оказались бессильны.
— К этой заразе нельзя снисходительно относиться — мол, меня пронесет. Так нельзя было делать. Я тоже так думал, а вот не пронесло, — признался сатирик в одном из интервью, которое давал уже на больничной койке.
Сегодня сердце Анатолия Алексеевича остановилось. В мире стало меньше светлого, смешного, доброго — всего того, что составляло смысл жизни и творчества замечательного юмориста и сатирика.