Убийство чернокожего жителя Миннеаполиса Джорджа Флойда заставило американцев выйти на протесты, несмотря на коронавирус. США на этой неделе преодолели отметку в 100 тыс. погибших от инфекции, однако страх умереть от вируса оказался слабее страха погибнуть от произвола стражей порядка. В ночь с 28 на 29 мая демонстранты в Миннесоте сожгли полицейский участок, требуя арестовать всех причастных к гибели Флойда. В Миннеаполис введены федеральные войска. Опрошенные «Известиями» эксперты пояснили, что убийства на расовой почве можно считать системной проблемой США. Демократы наверняка будут использовать их во время предвыборной гонки против Трампа, однако влияния на голоса избирателей протесты в Миннесоте практически не окажут.
Черный контекст
Вся прошедшая неделя в США прошла под лозунгом Black Lives Matter («Жизни чернокожих имеют значение»).
В понедельник утром в центральном парке Нью-Йорка белая женщина Эми Купер позвонила 911 и срывающимся голосом пожаловалась диспетчеру, что некий афроамериканец угрожает ей насилием.
Афроамериканец, о котором шла речь, Кристиан Купер (просто однофамилец) снял этот звонок на видео, которое тут же стало виральным. На записи видно, что он не угрожал женщине, а просто попросил ее надеть намордник на ее собаку. Купер — бёрдвотчер (наблюдатель за птицами), и та часть Центрального парка, где они оказались, традиционно считается лучшей для этого занятия. Правила этого участка требуют от всех собачников надевать намордники на их питомцев.
Но на угрозы Купера женщина отреагировала агрессивно и предупредила, что сейчас позвонит в «911» и «собирается сказать им, что некий афроамериканец угрожает ее жизни».
Видео вызвало скандал, Эми Купер принесла извинения, однако это не помогло — женщину уволили с работы.
Через 12 часов после этой истории, закончившейся в целом благополучно, в Миннеаполисе полицейский задушил коленом Джорджа Флойда — 46-летнего чернокожего мужчину.
«Я не могу дышать»
25 мая в службу 911 Миннеаполиса, крупнейшего города штата Миннесота, поступил звонок от сотрудника магазина в районе Лонгфелло. Он сообщил, что его клиент, крупный чернокожий мужчина, якобы заплатил ему фальшивыми купюрами, находится в состоянии сильного алкогольного опьянения и при этом собирается сесть за руль.
Прибывшие к машине полицейские попросили находившегося в ней 46-летнего Джорджа Флойда выйти, надели на него наручники. Это ввергло его в состояние паники, он попытался вырваться.
Видео очевидцев с места происшествия показывает, что полицейский положил Флойда на землю, придавил ему шею коленом и держал так в течение семи минут. Задержанный не оказывал никакого сопротивления и неоднократно просил стража порядка ослабить хватку. «Я не могу дышать, пожалуйста, не убивайте меня», — последние слова Джорджа Флойда, перед тем как он потерял сознание.
Когда полицейский всё же отпустил мужчину, тот уже не подавал признаков жизни. Врачи скорой помощи, прибывшие к месту происшествия, спасти его не смогли. Джордж Флойд скончался в госпитале, не приходя в сознание.
Всех четверых полицейских 28 мая уволили, но ни один из них до сих пор не привлечен к уголовной ответственности. Это и вызвало гнев улицы.
Протестная неделя
Во вторник, 26 мая, на перекресток, где был убит Джордж Флойд, пришли его родственники и друзья, требуя справедливого суда над полицейскими. На следующий день протестная волна захватила все штаты Америки — демонстрации чернокожего населения прошли в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско. В Денвере, штат Колорадо, полиции пришлось применить слезоточивый газ, чтобы усмирить толпу.
В Миннеаполисе организаторы протестов изначально пытались сдержать их в мирном ключе, просили собравшихся соблюдать дистанцию. Однако уже к вечеру вторника демонстрации переросли в массовые беспорядки — в районе Лонгфелло протестующие били витрины магазинов и мародерствовали. В ночь с четверга на пятницу они подожгли здание полицейского департамента, где служили те самые четверо сотрудников, причастных к убийству Флойда. Никто из стражей порядка не пострадал.
29 мая президент США Дональд Трамп распорядился ввести в город 500 солдат национальной гвардии, губернатор штата Миннесота Тим Вальц объявил в Миннеаполисе и соседнем Сент-Поле «чрезвычайную ситуацию в мирное время».
Как рассказала «Известиям» жительница Миннеаполиса Светлана Сандберг, в городе сохраняется неспокойная атмосфера. Днем демонстрации есть, но активная фаза начинается с наступлением темноты.
— Я живу достаточно далеко от места происшествий, но вчера ночью было слышно много сирен полицейских и пожарных машин. У тех, кто живет ближе, пепел во дворах из-за пожаров. Мне кажется, обстановка накаляется еще и из-за коронавируса, — рассказала она. — Я думаю, что афроамериканцы в городе не напуганы, они чувствуют, что их не слышат власти. Демонстрации для них — единственный способ отстоять свои права.
Как пояснил «Известиям» эксперт РИСИ политолог Игорь Пшеничников, вся правоохранительная система в США построена на расовых предрассудках. Полиция заранее подозревает чернокожих в совершении преступления, именно это и служит источником проблем. Если бы у стражей порядка было иное мышление, они бы и не подумали убивать Джорджа Флойда, считает эксперт.
— Протесты в Миннеаполисе ничего в корне не изменят, даже если власти в итоге выполнят требования демонстрантов и отправят полицейского, убившего Флойда, за решетку. Но если его оставят на свободе, власти рискуют породить еще большую волну беспорядков, — отметил политолог.
13 марта в своей постели была застрелена жительница Луисвилля, афроамериканка Бреонна Тейлор. Соседи погибшей вызвали полицию, жалуясь на шум, исходивший из ее квартиры. Полицейские, как признался сожитель Бреонны, не представились, из-за чего чета приняла их за грабителей и оказала сопротивление. В ответ стражи порядка выпустили свыше 20 патронов, смертельно ранив Бреонну.
В Луисвилле мгновенно вспыхнули ожесточенные протесты с требованием справедливого наказания для полицейских. В ходе стычек были застрелены еще семь человек.
На демонстрациях в память Джорджа Флойда в Нью-Йорке многие шли с плакатами другого афроамериканца — Ахмауда Арбери. В феврале этого года его во время пробежки застрелили бывший сотрудник полиции и его сын.
Всех собак повесят на президента
Игорь Пшеничников также подчеркнул, что политические противники Дональда Трампа будут использовать протесты в Луисвилле и Миннеаполисе, чтобы обвинить президента в разжигании атмосферы ненависти в стране.
— Демократы будут педалировать эту тему, накладывая ее на пандемию, тем более что 27 мая США превысили психологический порог в 100 тыс. погибших от коронавируса. Демократы повесят всех собак на Трампа, обвиняя его в том, он не слушал сообщения, вовремя не закрыл границы. Хотя президент здесь ни при чем, сама система здравоохранения Америки не была готова к такому кризису, — признал эксперт.
По мнению президента Американского университета в Москве Эдуарда Лозанского, СМИ специально подогревают атмосферу, обвиняя в случившемся лично президента, несмотря на то что подобные расовые беспорядки происходят периодически, в том числе и при президентах-демократах.
Например, при Обаме было как минимум семь громких случаев убийства чернокожих полицейскими — начиная с гибели Оскара Гранта в 2009 году, многотысячных протестов в Фергюсоне в 2014 году и заканчивая демонстрациями в Шарлотте в 2016 году, когда полицейский застрелил чернокожую Кейт Ламаунт Скотт.
— Тем не менее электоральная база Дональда Трампа поддержит его жесткий подход, в конечном счете эти события не повлияют значительно на результаты ноябрьских выборов. Главное, сумеет ли Трамп быстро восстановить экономику страны и уменьшить безработицу, — пояснил Эдуард Лозанский «Известиям».
Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов заметил, что в 2008 году избрание президентом Барака Обамы породило у чернокожего населения много иллюзий и надежд. Однако проблемы как были, так и остались.
— У чернокожего населения объективно есть стеклянный потолок в карьере, каждое поколение черных, что бы мы ни говорили, повторяет образ жизни своих родителей, и это продолжается десятилетиями, — пояснил эксперт «Известиям». — Безусловно, бывают исключения. Но это именно исключения, а не закономерность.
В The New York Times задаются вопросом: сможет ли убийство Джорджа Флойда как-либо изменить ситуацию с полицейским произволом. Согласно статистике, приведенной изданием, только за 2019 год полиция убила 1099 человек. В 2018 — 1143 человека. Ссылаясь на данные организации Mapping Police Violence, газета также утверждает, что в США у чернокожего риск быть убитым полицией в три раза выше, чем у белого. И в 99% случаев полицейский не понесет за это уголовного наказания.