Тело в синем сундуке: подросток убил 9-летнюю девочку из-за отказа в близости

16-летний житель села в Воронежской области расправился с соседкой, а после участвовал в ее поисках
Анастасия Чеповская, Ярослава Костенко
Фото: Depositphotos

В Воронежской области задержали 16-летнего подростка, подозреваемого в убийстве девятилетней девочки. Задержанный дал признательные показания и был заключен под стражу. Тело ребенка обнаружили в сундуке в заброшенном доме. В течение суток подозреваемый в убийстве ребенка помогал взрослым в поисках девочки. В селе, где жил мальчик, его считали тихим и спокойным. Что могло толкнуть подростка на жестокую расправу над девочкой — в материале «Известий».

Пыталась сбежать

Последний раз пропавшую девочку видели играющей в селе Второе Никольской Воронежской области 25 мая. В момент пропажи ребенка родителей не было дома, они уехали на рыбалку. Дети, игравшие с девочкой, рассказали родителям, что она собиралась пойти к бабушке. Поиски пропавшей девочки начались на второй день после ее пропажи. Родители были уверены, что она ушла ночевать к бабушке.

Однако, вечером выяснилось, что ребенка там не оказалось. Родственники забили тревогу и начали искать по всей округе. Наутро они вызвали полицию. Тело ребенка обнаружили в ночь на 27 мая в сундуке в заброшенном доме со следами удушения.

Фото: riavrn.ru

Следователи решили, что к преступлению может быть причастен дальний родственник погибшей — 16-летний подросток. Как выяснилось в ходе допроса, 25 мая он позвал девочку поиграть в заброшенном доме.

Оказавшись наедине с ребенком, парень попытался принудить девочку к интимной близости, девочка попыталась сбежать, но старшеклассник нагнал ее и задушил. На основании собранных доказательств было возбуждено дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство малолетнего лица». Наказание по этой статье составляет от 8 до 20 лет лишения свободы.

Во время поисков мальчик активно помогал родственникам искать пропавшую девочку. Когда на место приехали полицейские, выяснилось, что парень был последним, с кем видели пропавшую девочку. После беседы с сотрудниками полиции он сознался в совершении преступления и показал, где спрятал тело.

Тихий, спокойный

Жители села отзываются положительно как об убитой девочке, так и о подозреваемом в ее убийстве. Мальчик, по словам местных жителей, был спокойным и тихим. Учился в интернате в Воронеже, его воспитанием занималась старшая сестра. Мать и отец лишены родительских прав. По время карантина он вернулся в село и большую часть времени общался с детьми помладше.

— Парень неплохой, но подворовывал. Про него говорили, что он уже раньше приставал к ней, в доме ее запирал, в сарае. Она ему в пах как-то ударила и убежала потом, — рассказал один из родственников погибшей. Девочка воспитывалась в многодетной семье, — рассказали жители села.

Фото: соцсетиУбитая девочка

Отец убитой девочки рассказал корреспондентам местного издания «РИА Воронеж», что парень, подозреваемый в убийстве, приходился крестником его жене. Возле дома, где живет семья подростка, выставили круглосуточную полицейскую охрану.

У подростка не было плана совершения преступления, по всей видимости, он действовал спонтанно, считает девиантолог, глава благотворительного фонда «Шанс» Гелена Иванова.

— Звоночки были, но, скорее всего, их никто не замечал. Воровство — это уже признак девиантного поведения. Совершение им такого преступления говорит о психопатологии в развитии. Подростки действуют импульсивно, они не прогнозируют последствия своих действий. При этом попытки скрыть последствия — совершенно естественное поведение, это защитный механизм. Понятно, что никто не показывал подростка психологам, несмотря на то что он находится на попечении сестры, а значит, на контроле органов опеки, – отмечает девиантолог.

В ближайшее время подросток будет направлен на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу с участием сексолога, который среди прочего будет выяснять причины его влечения к девятилетней девочке.

— В любом случае думаю, что личностное расстройство у мальчика есть. Если его признают невменяемым, то будет назначено принудительное лечение. Максимум, который он получит в случае установления вменяемости, — 10 лет лишения свободы, потому что подросткам не дают больше. Но опять же не думаю, что в данном случае речь идет о психическом здоровье, он входил к группу риска, но никто в селе не думал, что он способен на убийство, — добавила Иванова.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Причины, по которым тихий подросток мог совершить убийство малолетней соседки, нужно искать в его семье и окружении. Учитывая то, что родители подростка не участвовали в его воспитании, его благополучием должны были интересоваться органы опеки, в том числе в их обязанности входило проведение бесед с психологом. Сообщается, что семья старшеклассника считалась благополучной.

— Ни один ребенок не родится маньяком или убийцей. Для развития патологий есть социопсихологические причины. Семья в случае лишения родителей прав должна быть на учете, и с ребенком хотя бы раз в год должны беседовать психологи, — резюмировала Иванова.

Недостаток развития

Директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД России Олег Иванников, напротив, считает, что тяжкие и особо тяжкие преступления тщательно планируются, на это у преступников уходит достаточно большой срок, иногда до нескольких месяцев.

— Такие преступления часто подготавливаются, иногда готовят их по несколько месяцев, в том числе и подростки, которые выбирали место, допустим, куда можно жертву заманить, затащить. Поэтому если бы правоохранительные органы занимались грамотной профилактической работой, то, возможно, этого преступления и не произошло бы, — пояснил подполковник запаса МВД.

Преступления подобного рода не редкость, однако последнее время они получают большую огласку, считает Олег Иванников

Фото: Depositphotos

— Такие преступления всегда совершались и совершаются. Это прежде всего связанно с низким уровнем развития подростков, как правило, это является основным мотиватором совершения преступлений. Ведь преступления совершаются от недостатка образования, недостатка обучения, поэтому здесь можно только констатировать факт совершившегося. Воронежская область не является депрессивным регионом, она — достаточно перспективный регион, где проживает большое количество населения, очень развиты промышленность, сельское хозяйство, есть, где себя применить. Но тем не менее такие происшествия не редкость, и с ними можно бороться только профилактическими методами, – добавил он.

Как пример одного из таких методов Иванников выделил постановку на учет подростков, которые уже попадали в поле зрения полиции, а также подомовой обход участкового уполномоченного полиции.

— Если бы участковый полгода назад или за три месяца до совершения преступления посетил бы этого подростка и его семью, возможно, сам вид правоохранителя спугнул бы, скажем там, преступника, тот мог бы отказаться от каких-то ранее намеченных планов, — считает подполковник запаса МВД.