Платформа тронется: почему не взлетел школьный ресурс от Минпросвещения

С громко заявленным образовательным проектом пока не знакомы даже педагоги в пилотных регионах
Ярослава Костенко
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

С момента запуска «Маркетплейса образовательных услуг», созданного по заказу Минпросвещения, прошло уже полгода. Проект заявлялся как универсальная платформа для школьников, их родителей и учителей, однако сегодня ей почти никто не пользуется, а сама она, как считают опрошенные «Известиями» педагоги, нуждается в серьезной доработке. Реальную стоимость ресурса, сумма контракта на создание которого составила 193 млн рублей, разработчики оценивают в 10–15 млн.

«Все сервисы и контент»

Запуск маркетплейса образовательного контента Министерство просвещения анонсировало в октябре прошлого года.

«Маркетплейс — это платформа, на которой собраны все образовательные сервисы и контент, одобренные экспертами», — говорилось в пресс-релизе, посвященном старту проекта.

Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

Ресурс позиционировался как не имеющий аналогов сервис не только для школьников, но и для их родителей и учителей. Его уникальность, по мнению создателей, в том, что он не только объединяет лучший образовательный контент, но и позволяет пользователям создавать свой.

«Специальный конструктор поможет совершенствовать существующие и формировать новые образовательные материалы, дистанционные курсы и тренажеры для детей», — сообщали авторы.

Сам маркетплейс входит в экосистему «Цифровой образовательной среды» — федерального проекта профильного нацпроекта. Курировала его нынешний вице-президент Сбербанка Марина Ракова, в марте 2020 года покинувшая пост замминистра просвещения.

Согласно данным сайта госзакупок, за разработку отвечал Фонд новых форм развития образования — «Кванториум». Он и разместил тендер с начальной ценой 226 млн рублей, а когда был выбран подрядчик, сумма контракта составила 193 млн. Датой начала исполнения договора значится 27 августа 2019 года, а окончания — 31 декабря 2020-го.

Согласно данным Фонда новых форм развития, внедрение маркетплейса в пилотных регионах стартовало в ноябре.

«Затем будут проанализированы первые результаты, и в 2020 году начнется внедрение по всей стране», — говорилось в октябрьском пресс-релизе.

Среди пилотных регионов были названы Алтайский и Пермский края, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская, Астраханская и Калининградская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ.

«Известия» опросили преподавателей школ из Нижегородской и Астраханской областей — никто из них не работает с маркетплейсом, а многие услышали о сервисе впервые.

В пресс-службе Новгородской области уточнили, что пилот в регионе еще не стартовал, но работа в этом направлении уже началась.

— Мы уже зарегистрировали на платформе все образовательные организации общего и среднего профессионального образования и будем расширять ее использование даже после того, как дистанционное обучение закончится, — сказала «Известиям» местный министр образования Евгения Серебрякова. — Единая платформа «Маркетплейс образовательных услуг» дает возможность использования многих ресурсов под единым форматом доступа. Конечно, это удобно и нужно: благодаря интегрированному решению можно использовать все ресурсы одновременно в учебном процессе.

Идея была хорошей

Коммерческий рынок сегодня может предоставить огромное множество образовательных платформ — как общих, так и нишевых, направленных на отдельные предметы или подготовку к определенному экзамену. Среди наиболее удачных проектов эксперты, как правило, называют «Фоксфорд», «Учи.ру», Skyeng, «ЯКласс», MAXIMUM Education, «Физикон».

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Понятие маркетплейса очень растяжимо, отметила в беседе с «Известиями» директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская. Такое название может носить как мультиплатформа с разнообразным контентом, так и электронная библиотека. По большей части маркетплейс в классическом понимании — это своеобразный агрегатор.

— Нужно понимать, что мало свалить на площадку материалы и как-то их структурировать. Важно помогать человеку ориентироваться, выстраивать какую-то траекторию, использовать разные форматы, — подчеркнула она.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти Skyeng Макара Гончарова, образовательный маркетплейс должен включать в себя проверенные и апробированные программы образования, предоставляющие широкий спектр возможностей для развития школьников и учителей в соответствии с их запросами, интересами и потребностями. Во время разработки государственного маркетплейса, отметил он, был организован ряд совещаний с представителями ведущих EdTech-компаний страны, на которых подробно обсуждались вопросы по интеграции контента компаний в сервис.

При этом на данный момент, по его словам, в России еще нет удачных образовательных маркетплейсов.

— В идеале маркетплейс должен включать в себя, помимо цифровых учебников и вспомогательных учебных материалов, образовательные курсы и программы — как с прямыми эфирами от преподавателей, так и в записи. Кроме этого, на маркетплейсе должны быть представлены все крупнейшие игроки российского образовательного рынка. И при этом выстроена система проверки с точки зрения методологии и качества контента, прозрачная для всех игроков, — пояснил гендиректор компании MAXIMUM Education Михаил Мягков. — И, конечно, учителя также нуждаются в методической и контентной поддержке.

Успех маркетплейса, считает он, складывается из нескольких составляющих: доступа к большой базе пользователей, качественного и проверенного образовательного продукта, доверия к самому бренду маркетплейса и, самое главное, удобства для пользователя клиента.

— Другими словами, успешный образовательный маркетплейс должен быть похож на AliExpress, Amazon или Ozon. Удобно, понятно, просто, большой выбор, — добавил он.

Фото: Depositphotos

По мнению CEO направления развития цифрового образования TalentTech Алексея Половинкина, маркетплейс должен формировать индивидуальную образовательную траекторию по размещенному на нем контенту.

— Маркетплейс, как конструктор, собирает курсы, задания под запрос конкретного школьника и педагога. Реализовать это очень трудно, потому что требуется полная стандартизация и верификация образовательного контента. Как раз по этому вопросу мы консультировали Минпросвещения. Без модерации на маркетплейсе может оказаться много некачественного наполнения. Но не весь контент возможно модерировать в принципе. Например, что делать с онлайн-уроками? Этот контент создается прямо во время занятия, — объяснил он.

Если говорить об образовательном маркетплейсе для среднего образования, то пока он еще нигде не был полноценно реализован, добавил эксперт.

Демоверсия

На основе проведенного опроса можно сделать вывод, что изначальная идея маркетплейса, воплощенного «Кванториумом», была действительно уникальной. Однако проект оказался сырым — согласно данным Минпросвещения и паспорту проекта ЦОС, маркетплейс будет дорабатываться.

Сам маркетплейс можно найти по адресу elducation.ru. «Известия» попросили независимого разработчика программного обеспечения WIS Software, участвовавшего в создании информационной системы для FIFA 2018, оценить проект в его нынешнем состоянии.

— Задачи, поставленные перед проектом, представляются актуальными, но сам продукт выглядит незаконченным. Я, как пользователь, захожу на сайт и не понимаю, что мне с этим делать. По сути, платформа сейчас выглядит неким набором электронных учебников с весьма примитивным (не интерактивным) форматом, — сказал сооснователь компании Игорь Вульфович. — Маркетплейс больше похож на MVP (Minimal Viable Product, демоверсия продукта), чем на готовый ресурс.

Стоимость разработки сервиса аналогичной степени готовности в своей компании он оценил в 10–15 млн рублей.

— Если мы хотим создать автоматизированную систему для образования — электронный учебник, дневник, сервис для тестирования — на это уходят годы. Без тени иронии — это всегда достаточно долгая история, — заявил директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Какими бы талантливыми и профессиональными разработчиками продукт ни делался, он всё равно будет проходить стадии жизненного цикла: тестирование, исправление ошибок, апробацию, опытную эксплуатацию, доработку, пилотное внедрение и т.д.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Маркетплейс был запущен за полгода, и пока говорить, успешен он или нет, слишком рано, подчеркнул эксперт. Рассчитывать, что за это время создание сложной и многоуровневой автоматизированной системы выльется во что-то серьезное, по его словам, утопия. Здесь нужно закладывать жизненный цикл минимум в два-три года.

Если упрощенно описывать программное обеспечение для цифровой образовательной среды, то можно выделить три вида информационных ресурсов, пояснил он. Первая группа — сервисы, направленные на сбор, обработку и анализ данных об организации образовательного процесса. То есть о школах, их обеспеченности кабинетами, лабораториями, оборудованием, о педагогах, их квалификации, стаже, о классах и детях, их родителях. Вторая — инструменты, обеспечивающие автоматизацию образовательного процесса, функционирования школы: электронный дневник, расписание, системы контроля доступа в школу, автоматизации школьного питания и т.д. Третья, самая важная категория — электронные образовательные ресурсы.

— По логике, маркетплейс должен был, наверное, объединить все эти составляющие разных производителей образовательного контента на одной платформе, — добавил Борис Илюхин. — Разумно, на мой взгляд, собрать и структурировать огромное количество выпускаемого образовательного контента в рамках одной платформы, обеспечив им ребенка через одну «точку входа», заодно проведя оценку качества размещаемых продуктов.

Но, по его словам, для этого еще необходимо решить и вопросы, связанные с авторскими правами на эти ресурсы. А также определить порядок доступа к самому маркетплейсу и многое другое.

— Такой продукт разрабатывался. Да, он был очень нужен и встраивался в федеральный проект в рамках нацпроекта образования, — подчеркнула заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. — Идея сейчас могла бы быть очень востребованной, но увы, в открытом доступе ее нет. Работа эта до конца не доведена.

В Минпросвещения на запрос «Известий» не ответили.