«Антироссийская карта открывает ему многие двери»

Экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе — о карьерном росте Михаила Саакашвили на Украине и кризисе в отношениях с Киевом и Москвой
Алексей Забродин
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Назначение Михаила Саакашвили главой исполнительного комитета национального совета реформ Украины обернется кризисом в отношениях Киева и Тбилиси, а также негативно отразится на российско-украинском диалоге. Об этом в интервью «Известиям» заявила экс-спикер парламента Грузии, лидер оппозиционной партии «Демократическое движение — Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. По ее мнению, президент Владимир Зеленский, как и его предшественник Петр Порошенко, пожалеет о своем решении дать бывшему грузинскому лидеру руководящую должность. Политик также пояснила, за счет чего Михаилу Саакашвили удается то и дело оставаться на плаву, и рассказала, как COVID-19 сказался на политических раскладах в Грузии в преддверии парламентских выборов в октябре.

Наломает дров

— Вы хорошо знаете Михаила Саакашвили. Несет ли его назначение на достаточно высокий пост какие-то риски для внутренней стабильности на Украине?

— Саакашвили не в первый раз получает должность в Украине. Его и Петр Порошенко в свое время назначал, а потом очень жалел об этом. Думаю, что Владимир Зеленский повторит судьбу Порошенко в этом плане и будет сожалеть о том, что дал Саакашвили руководящий пост. Однако много комментировать действия Киева не хочу.

Так или иначе, то, что произошло в Украине с Саакашвили, говорит о многом. Страна, которую мы считаем стратегическим партнером, совершенно не уважает правительство Грузии, не уважает государственные интересы нашего государства. Против Саакашвили официально возбуждено уголовное дело, он человек, которого ищет грузинское правосудие. И когда стратегический партнер назначает его на высокую должность, это значит, что Украина ни во что не ставит решения грузинского правительства и правосудия.

Сейчас Тбилиси отозвал из Киева посла для консультаций. Но это тоже провал грузинской внешней политики. Эта власть не смогла ни на йоту улучшить отношения с Россией, испортила отношения с Украиной и даже с Западом, который с недоверием смотрит на сегодняшнюю грузинскую реальность. Не удалось укрепить связи с другими соседями. И не надо делать напор на посла. Дело не в нем. А в том, что наше правительство во главе с Бидзиной Иванишвили (лидер правящей партии «Грузинская мечта», олигарх. — «Известия») в 2012 году, когда пришло к власти, вместо восстановления справедливости начало заигрывать с Саакашвили. Иванишвили сделал всё, чтобы сохранить его как пугало на все выборы. Он не рассчитал пиар-способности Саакашвили и его команды, и тот получил второе дыхание. Это преступная халатность ради уничтожения всей остальной оппозиции в стране. В итоге Иванишвили получил обновленное Единое национальное движение, достаточно сильное, вторую политическую силу в государстве. Все те люди, которые с восторгом смотрели на Иванишвили, задают теперь ему много вопросов.

Михаил Саакашвили, назначенный главой исполнительного комитета национального совета реформ Украины, во время интервью украинским СМИ
Фото: REUTERS/Valentyn Ogirenko

— Назначение грузинского экс-президента куратором украинских реформ как-то повлияет на отношения Киева и Тбилиси?

— От этого они явно не улучшатся, а только похолодеют. Это очень досадно. Ничего хорошего назначение Саакашвили не принесет и российско-украинским отношениям. Ведь его главный козырь — антироссийская карта. И, конечно, он будет использовать свою украинскую должность для того, чтобы дополнительно набирать очки в глазах Запада, ругая Путина и Россию. В этом направлении он снова наломает дров.

— У Грузии и Украины кризис в сотрудничестве с Россией. Теперь проблемы возникнут и между этими странами. Довольно иронично, что где-то рядом всегда вертится один и тот же человек, пусть он и не имеет прямого отношения к трудному диалогу Москвы и Киева.

— Конечно, в украинско-грузинских отношениях сейчас кризис. Тут двух мнений быть не может, когда налицо игнорирование позиции грузинской власти и даже официального письма председателя парламента. Но Саакашвили — это человек, который наломает дров везде, куда бы он ни попал. Благодаря антироссийской карте ему очень многие двери открываются автоматически. А господин Иванишвили волей или неволей, тут уж я не знаю, этому способствовал.

Перегибы карантина

— В Грузии, несмотря на довольно небольшое число заболевших COVID-19, были введены достаточно жесткие карантинные меры. В октябре в стране должны состояться выборы в парламент. Какие коррективы внесла пандемия в политические расклады?

— Карантин очень серьезно изменил ситуацию в Грузии. Во-первых, себя очень хорошо проявили грузинские врачи. Во-вторых, надо отдать должное правительству, которое заранее приняло меры. Это в определенном смысле помогло коронавирусу не распространиться. Кроме того, грузины оказались очень законопослушными. Проявили очень большую ответственность в отличие от итальянцев или, например, испанцев. Все, на удивление, подчинялись требованиям. Так что ситуация с пандемией в целом под контролем.

Но, к сожалению, были и перегибы. Например, никто не может объяснить, почему действовал комендантский час после 9 часов вечера, когда никто, кроме приближенных к «Грузинской мечте», не мог передвигаться. У меня была элементарная проблема передвижения, и не только после 9 часов, но и когда объявили запрет на автомобильные поездки. При этом люди видели, что отдельные личности, которые не имели особых полномочий, но были приближены к «Грузинской мечте», свободно передвигались по Грузии. Это ударило по авторитету власти.

Кроме того, руководство не смогло предоставить четкий экономический план. Например, взять экономические меры, предложенные президентом Путиным и премьером Мишустиным. Очевидно, что российское государство оказывает серьезную экономическую поддержку пострадавшим от коронавирусного кризиса. А теперь давайте сравним с предложениями властей Грузии. Людям, которые потеряли работу, независимо от их зарплаты, государство пообещало в месяц на семью 200 лари — это примерно $2 в день. На семью! Самозанятым пообещали 300 лари на шесть месяцев — не по 300 в месяц, а всего за полгода!

Можете представить, как это восприняли в народе. Последний опрос показал, что население начало весьма скептически относиться к правительству, которое продемонстрировало свою бесхребетность и неподготовленность в экономическом плане. Так что после пандемии нас ждет тяжелый кризис и большие испытания. Тем более туризм будет фактически на год-два остановлен.

Выборы в октябре — это большой вызов. Видно, что власти стараются использовать COVID-19 для пиар-кампании, но думаю, им будет сложно получить серьезную поддержку населения.

Военнослужащие на блокпосту на въезде в Тбилиси со стороны Мцхета
Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили

— Тем не менее Тбилиси обещал открыть страну для иностранных туристов уже в июле.

— Да, с 1 июля заработают аэропорты. Но здесь ведь не только дело в том, что Грузия открывает границы. Весь мир столкнулся с серьезным экономическим спадом. Во-первых, люди будут бояться передвигаться самолетами и просто находиться в аэропортах. Кроме того, граждане других стран наверняка будут стараться решать другие проблемы, а вопрос — найти финансы на туристические поездки — окажется на втором плане. Дай бог, чтобы я ошибалась.

Общее горе и победа

— В Москве не в первый раз говорят о возможном восстановлении авиасообщения. Как это воспринимают в Грузии?

— Мы будем только рады, если русские туристы приедут в Грузию и восстановится авиасообщение. Потому что запрет на перелеты сильно ударил по нашей экономике, много потерял туризм. Поверьте, гостям из России всегда рады. Несмотря на сложные отношения между нашими государствами, антироссийские настроения в политическом плане не переросли в русофобию. И это очень важно. Среди людей такого настроя — на межчеловеческом уровне — нет.

Лидер партии «Единая Грузия», экс-спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе на церемонии возложения цветов к Вечному огню в Тбилиси в рамках памятных мероприятий в честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
Фото: РИА Новости/Алекс Шламов

— Некоторые интересуются, когда можно будет попасть в Грузию автомобилем через Верхний Ларс.

— Да, он закрыт из-за карантина пока. Неважно, как до нас доберутся гости из России, мы им всегда рады.

Вы знаете, я бы хотела еще вот о чем сказать. Мы говорим с вами в момент 75-летия Великой Победы. Поэтому я бы хотела всех, и в первую очередь ветеранов, поздравить с Днем Победы в Великой Отечественной войне. Это наш общий праздник. Для меня это абсолютно святой день, как и для всех нормальных людей, которые считают этот день праздником.

Жалко, что пандемия помешала масштабно отметить 9 Мая. Но я рада, что у меня была возможность пойти в парк Ваке, в парк Победы и возложить цветы к Могиле Неизвестного Солдата и Вечному огню. Я встретилась с ветеранами, которых всех знаю в лицо. Жалко, что каждый год их всё меньше и меньше… и понимаешь, что кто-то уже не пришел. Но в любом случае этим людям мы многим обязаны. И очень жаль, что грузинские ветераны чувствуют себя достаточно ущемленными. Я возмущаюсь тем, что сегодняшняя власть не сделала ни одного шага, чтобы достойно отметить 75-летие и выделить ветеранов в этот день.

Я принимала участие в конференции, организованной Советом Федерации РФ (7 мая). Она была приурочена к 75-летию Победы. Такие мероприятия очень важны. Ведь речь идет о нашем общем горе и нашей общей победе. Мы должны это ценить и никому не давать возможность пересматривать историю. И тем более нельзя превращать жертв в виновников войны.

На той конференции Константин Косачев (глава комитета СФ по международным делам. — «Известия») выдвинул инициативу разговаривать с парламентариями Грузии и Украины. Я считаю, это очень хорошее предложение. Тем более Константин Косачев в очень деликатном стиле сказал, что Россия готова говорить не только со сторонниками улучшения российско-грузинских отношений, но и с оппонентами. Думаю, такой посыл очень правильный. И грузинское руководство должно было ответить на эту идею. Увы, оно ничего вразумительного не сказало. К сожалению, нынешняя власть в Грузии не способна к нормализации отношений.