Гиблое дело: Исландия завязывает с китобойным промыслом

Мясо млекопитающих стало невостребованным как у островитян, так и у главных мировых потребителей — японцев
Фото: REUTERS/Ingolfur Juliusson

Исландия, одна из трех стран в мире практикующая охоту на китов в коммерческих целях, похоже, надолго, если не навсегда, завязывает с этой противоречивой деятельностью. В последние годы дела в исландской китобойной индустрии и так шли неважно — прежде всего в связи с тем, что летом 2019 года Япония — доселе главный рынок сбыта мяса гигантских млекопитающих — сама возобновила этот промысел и перестала проявлять интерес к импорту. Но свою лепту в падение рентабельности охотничьего бизнеса также внесли экоактивисты и эпидемия коронавируса.

Как китобои дошли до жизни такой

77-летний Кристиан Лофтссон, глава исландской китобойной компании Hvalur, охотился на финвалов всю свою жизнь, как и его отец. Но на днях он огорошил общественность сообщением, что не будет больше этим заниматься. По крайней мере в 2020 году.

Аналогичное заявление о приостановке охоты сделал недавно и руководитель второй в Исландии китобойной компании IP-útgerð, промышляющей добычей малых полосатиков, Гуннар Бергман Йонссон.

— Основная причина — в дискриминационном поведении Японии, они субсидируют свою китобойную отрасль на $45 млн в год, и конкурировать с ними в таких условиях невозможно, — пояснил свое решение «Известиям» Кристиан Лофтссон.

Китобои в порту Рейкьявика
Фото: commons.wikimedia.org

Япония долгие годы была главным покупателем китового мяса из Исландии. Три десятилетия подряд Токио придерживался моратория Международной китобойной комиссии на коммерческий отлов этих млекопитающих (хотя к вящему возмущению всего мира продолжал отлавливать их в научных целях и спокойно продавал мясо ресторанам после завершения исследований). Но в 2018 году Япония вышла из комиссии и уже летом 2019 года начала собственную коммерческую охоту.

Разразившаяся в нынешнем году эпидемия коронавируса забила последний гвоздь в крышку гроба исландской китобойной индустрии. Как продемонстрировали некоторые исследования, около половины всех случаев заболевания COVID-19 оказались бессимптомными, потому Исландия ввела довольно жесткие меры социального дистанцирования. И, по признанию Кристиана Лофтссона, это сделало фактически невозможным переработку мяса в нынешний сезон, который у китобоев начинается летом.

Смена настроений

Исландия, несколько лет придерживающаяся международного моратория на убой китов, возобновила его в научных целях в 2003 году, а спустя еще три года правительство дало зеленой свет и на китобойный промысел в коммерческих целях. С тех пор в водах вокруг острова было убито более 1,5 тыс. млекопитающих.

При этом на китов охотились не только из-за мяса, но и ради жира, применяемого в промышленности, а также ради китового уса, печени и мозга, из которых получают витамины и гормоны, в том числе инсулин. Любовь же исландцев к употреблению мяса морских гигантов подчас сильно преувеличивалась. В 2010 году, по данным опроса Gallup, этот продукт регулярно ели только 5% исландцев, а в 2018-м, по данным того же Gallup, любителей экзотической пищи был всего 1%, тогда как 84% островитян заявили, что вообще никогда ее не пробовали.

Фото: Global Look Press/Olaf Krüger

Скорее мясо китов пользовалось спросом у туристов — десятилетие назад около 40% подаваемого в ресторанах Исландии деликатеса съедали именно гости из-за рубежа, считавшие, что без знакомства с этой местной «изюминкой» впечатление от страны будет неполным. Но с течением времени и их любопытство к китовому мясу подугасло.

Отчасти помогли активисты Icewhale — ассоциации компаний, организующих в стране туры по наблюдению за китами в их естественной среде обитания. В период с 2012 по 2016 год число людей, приезжающих в Исландию понаблюдать за китами, ежегодно росло на 15–34%, и на фоне интереса туристов к этому занятию Icewhale удалось добиться от властей значительного расширения территории морского заповедника для китов у берегов Рейкьявика. Что фактически уничтожило охотничьи угодья китобоев.

— С учетом дополнительных затрат на топливо это подкосило и без того терпящую бедствие отрасль китоловства. Вероятно, именно по этой причине главная китобойная компания, занимающаяся добычей полосатиков, объявила, что они навсегда откладывают гарпун, — сказал «Известиям» директор отдела по охране морской среды Международного фонда защиты животных (IFAW) Патрик Рэймидж.

Фото: Global Look Press/ZUMA

Что касается мяса финвалов, добычей которых занималась Hvalur, то, по мнению представителя IFAW, их мясо никогда не было популярно на внутреннем рынке — оно предназначалось исключительно для экспорта в Японию, которая в итоге потеряла интерес к продукции из Северной Европы.

— Мы считаем, что сейчас наступает конец китобойного промысла в Исландии. Вы можете почувствовать, что всё кончено. Вполне возможно, что безумный китобой мистер Кристиан Лофтссон выйдет в море еще на один сезон следующим летом из чистого упрямства. Но новые исландские правила безопасности пищевых продуктов сделали очень сложным обработку мяса китов, — резюмировал Патрик Рэймидж.Надежды на то, что больше в Исландии не будут убивать китов, «Известиям» выразила и глава австралийского отделения Human Society International Никола Бэйнон, многие годы посвятившая усилиям по запрету китобойной практики.

Конец эпохе?

Схожие тенденции происходят и в Норвегии, третьей стране в мире, осуществляющей коммерческую добычу китов. До 2015 года внушительная часть мяса этих млекопитающих шла на экспорт в Японию, но затем Токио обнаружил в норвежских поставках недопустимо высокое количество токсичных пестицидов и прекратил закупать продукцию у Осло. На внутреннем же рынке спрос оказался невелик — периодически мясо китов едят менее 5% норвежцев и преимущественно это люди старшего поколения. На этом фоне все последние годы норвежские китобойные компании (их около дюжины) выбирали данную властями квоту на убой, позволяющую отлавливать ежегодно от 1 до 1,2 тыс. китов, в лучшем случае на четверть.

Фото: Global Look Press

— Как и в случае с Японией и Исландией, решение о сокращении и прекращении норвежского китобойного промысла будет приниматься норвежскими руководящими органами по причинам, имеющим для них смысл. Но мы уже работаем с полными энтузиазма норвежскими партнерами, чтобы ускорить это решение. Оно приближается, и очень скоро, — предрек закат китобойной индустрии в Норвегии Патрик Рэймидж.

Говорить о скором банкротстве японской китобойной отрасли было бы сильным преувеличением, однако и в Стране восходящего солнца потребление китового мяса сейчас не идет ни в какое сравнение с тем, что было полвека назад.

В годы после Второй мировой войны порядка половины всего съеденного японцами мяса было китовым, оно даже входило в состав школьных обедов. На тот момент его цена не особо отличалась от стоимости говядины — при том, что пользы было выше в разы. В китовом мясе в пять раз меньше калорий и в 10 раз — холестерина, чем в говядине, и в два раза меньше жира, чем в курице, расписывал как-то преимущества этого лакомства шеф-повар одного из самых известных китовых ресторанов Японии Мицуо Тани.

Фото: REUTERS/Issei Kato

Но за прошедшие годы мясо китов превратилось из привычной пищи в деликатес, причем недешевый: средняя цена за 100 г первосортного китового мяса достигает сейчас 2300 иен (1600 рублей), что дороже конины и говядины Мацусака, самого дорогого сорта в Японии. Очевидно, это и сыграло главную роль в смене вкусовых привычек японцев: еще в 2014 году, по данным опроса Asahi Shimbun, регулярно мясо китов потребляли лишь 14% респондентов, 37% на тот момент никогда его даже не пробовали. В прошлом году, по данным опроса радио TBS, 67% японцев заявили, что не хотят пробовать мясо кита вообще или пойдут на это, только если их кто-то угостит.

В 60-е годы прошлого века Япония в год потребляла в среднем 200 тыс. т китового мяса, а в последние пару лет этот показатель упал до 5 тыс. т ежегодно. И если разделить всех съедаемых китов на душу населения, получится, что общенациональное потребление этого мяса составляет около 50 г на человека в год. На этом фоне неудивительно, что сейчас китобойным промыслом в Японии занимается только одна компания Kyodo Senpaku, зарабатывающая на этом $14 млн ежегодно. Для сравнения, индустрия наблюдения за китами в Стране восходящего солнца приносит в год $22 млн.