Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посольство РФ заявило о лицемерном игнорировании США репрессий Киева против УПЦ
Спорт
Костомаров с женой нанесли первый символический удар перед матчем ЦСКА – «Зенит»
Армия
Силы ПВО РФ сбили беспилотник в небе над Крымом
Общество
Эксперты ЭИСИ назвали непризнание Европой выборов в РФ подрывом демократии
Мир
МИД Киргизии призвал своих граждан временно воздержаться от поездок в РФ
Мир
В Караганде 187 горняков подняли на поверхность после задымления на шахте
Мир
Ле Пен раскритиковала заявления Макрона о возможности отправки войск на Украину
Общество
Врачи осмотрели пострадавшую от нападения в Люберцах девочку и отпустили домой
Общество
Путин наградил подростков, спасавших людей во время теракта в «Крокусе»
Общество
Полиция установила личность ударившего школьницу прохожего в Подмосковье
Происшествия
В Херсонской области человек погиб в результате обстрела авто со стороны ВСУ
Культура
Жан Рено опубликует свой первый шпионский роман
Мир
Bloomberg сообщило об остановке торговых отношений Турции с Израилем
Политика
В Совфеде обвинили Швейцарию в утрате нейтрального статуса
Мир
Полиция начала задерживать перекрывших дорогу в Тбилиси протестующих
Мир
МИД РФ заявил о намерении добиваться наказания причастных к трагедии 2 мая в Одессе
Общество
ФСБ задержала в ЛНР собиравшую сведения о ВС России гражданку Украины

Российские ВКС пересели на самолеты-«трансформеры»

Уникальные учебно-боевые машины Як-130 заменили для курсантов дорогостоящие истребители
0
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские учебно-тренировочные самолеты Як-130 превратились в самолеты-«трансформеры». В нынешнем году в  Борисоглебском учебном центре летчики полностью освоили режимы, имитирующие полеты на фронтовых бомбардировщиках Су-34, истребителях Су-30СМ, Су-35 и МиГ-29. Это позволяет на одной и той же машине тренировать пилотов для всех типов реактивных истребителей. Для этого на Як-130 установлены специальные датчики, влияющие на органы управления машины. А в программное обеспечении внесены специальные алгоритмы, которые полностью имитируют особенности пилотирования и режимы полета на более тяжелых истребителях и фронтовых бомбардировщиках.  Эксперты отмечают, что применение Як-130 позволяет снизить затраты на обучение и сократить износ полноценных боевых машин.

Как рассказали «Известиям» в Главкомате ВКС, штатные учебные полеты в режиме имитации идут с весны нынешнего года. Раньше из-за сравнительно невысокой загрузки летных училищ военные не использовали опцию «трансформера». Однако теперь в связи с увеличением в полтора раза летной программы, а также многократным ростом количества курсантов, способности Як-130 оказались как никогда востребованы.

Як-130 используется для основной и повышенной подготовки. Систему управления этого самолета можно перенастроить, чтобы учебный самолет по устойчивости и управляемости вел себя как тот или иной истребитель. В результате получается своего рода «трансформер» (только меняется не «железо», а тактико-технические характеристики). На нем можно имитировать полет на легком фронтовом истребителе вроде МиГ-29, а можно — почувствовать себя за штурвалом тяжелого Су-35. Одними из первых самолеты-«трансформеры» по полной программе стали использовать в Борисоглебске, в одном из филиалов Краснодарского военного авиационного института им. А.К. Серова. Там он частенько заменяет МиГ-29.

Як-130 стал первым созданным в современной России учебно-боевым самолетом. Он был призван прийти на смену устаревшим импортным машинам, прежде всего чехословацким L-39. Первый заказ на 12 Як-130 Минобороны разместило еще в 2005 году, а в 2011 году было заказано сразу 55 этих самолетов. Сейчас в ВКС уже свыше 90 Як-130, а в 2018 году их численность перевалит за 100 штук. На Як-130 летает недавно созданная пилотажная группа «Крылья Тавриды». Для нее специально заказаны 12 машин.

Военный эксперт Антон Лавров рассказал «Известиям», что с учетом специфики российских ВВС перенастраиваемый Як-130 крайне востребован.

— У нас сейчас на вооружении очень много типов самолетов, и каждый из них имеет свои особенности, — пояснил он. — Иметь их все в одном учебном центре проблематично, а опция перенастройки на Як-130 позволяет хотя бы отчасти решить эту проблему. Кроме того, Як-130 позволяет осуществлять подготовку пилотов для истребителей последних поколений. Это продвинутый самолет. Там современная кабина и органы управления. Старые машины для этого не годятся.

Антон Лавров добавил, что важным достоинством Як-130 является относительная дешевизна его эксплуатации.

— Чем легче самолет, тем меньше топлива он потребляет и требует меньше времени и сил для технического обслуживания, — отметил специалист. — С учетом резкого расширения программ подготовки и налета курсантов финансовая составляющая становится весьма существенной.

К достоинствам Як-130 относится и возможность отрабатывать применение почти всех видов авиационного вооружения, поскольку его боевая нагрузка достигает трех тонн. Самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух», ракеты «воздух-поверхность», авиабомбы.

Прямой эфир