Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Доля заемщиков-«призраков» достигла минимума

Число клиентов, которые неверно указывают контактные данные при получении кредита, продолжит в будущем снижаться, прогнозируют эксперты
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Доля заемщиков, которые в анкете на получение кредита указывают неверные номера телефонов, адрес электронной почты или место проживания, за год упала на 7 п.п. — до 18%. Это минимальный показатель с 2014 года — тогда банки пытался обмануть каждый третий клиент. Это следует из расчетов коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн», с которыми ознакомились «Известия». По мере усиления закредитованности скрываться заемщикам становится всё сложнее. Клиент-«призрак» должен быть готов к тому, что однажды его найдут: арсенал методов получения информации о должниках постоянно расширяется. К тому же, указав ложные сведения, можно навсегда попасть в черный список и больше не рассчитывать на получение кредита. По прогнозам аналитиков по итогам года заемщиков-«призраков» станет еще меньше.

Для оценки компания использовала данные рынка, отобранные по дате создания долга. Согласно исследованию, в 2014 году доля заемщиков, указавших ложные контакты при получении кредита, достигала 30%, в 2015-м — 28%. В прошлом году неверные сведения о себе предоставила четверть клиентов, в 2017-м таких заемщиков стало уже 18%. По прогнозам компании, к концу года этот показатель упадет еще на 3 п.п., до 15%, а в следующем году снизится до 10%.

По данным «Секвойи», чаще всего граждане неверно указывают в анкете номер мобильного телефона: так поступают 80% заемщиков-«призраков». Еще 15% клиентов предоставляют ложный домашний адрес, а 5% — несуществующий адрес электронной почты. Как правило, недостоверные сведения выявляются банками и коллекторами уже на этапе, когда допущена первая просрочка по кредиту. С этого момента и начинаются поиски должника.

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин отметил, что к ним ежегодно поступает около 1,5 тыс. жалоб на звонки коллекторов по ошибочным контактам, это около 40% всех претензий.

— Иногда это связано с тем, что контактные данные устарели, но в 90% случаев — с сознательным предоставлением ложной информации, избавлением от SIM-карты и другими способами скрыться от банка, — пояснил «Известиям» Борис Воронин. — При этом действующее законодательство не позволяет взыскателям направить в органы власти или мобильным операторам официальный запрос для получения актуальных контактных данных должника.

Логично, что в такой ситуации отсев граждан на этапе кредитной заявки становится всё более тщательным. Банки по-прежнему кредитуют зарплатных клиентов и граждан с хорошей кредитной историей. Отказ в предоставлении займа получают 70–90% клиентов «с улицы», сообщил «Известиям» гендиректор «Секвойи» Алексей Терский.

По словам начальника управления кредитных продуктов Бинбанка Вячеслава Шаламова, сегодня банки активно развивают методики проверки данных на этапе принятия решения по кредитной заявке — в частности, на мобильный телефон клиента приходит SMS с кодом для подтверждения.

Кроме того, банками проводятся и автоматические проверки адресов (например, есть ли в доме квартира с указанным в анкете номером), а некоторые организации вместо почты запрашивают адреса профилей в соцсетях, рассказал «Известиям» управляющий партнер Scoring Studio Георгий Аракелян.

Арсенал поиска должников коллекторами, которым банки передают долги в работу, постоянно расширяется. По закону о коллекторской деятельности взыскатели не могут звонить должникам чаще двух раз в неделю, а также по ночам, и пытаться встретиться лично чаще одного раза в неделю. Для выявления сведений о должниках коллекторы используют соцсети, сайты по поиску работы, вкладываются в IT-системы (аналог банковского скоринга).

По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, клиенты уже начали понимать, что предоставлять банку ложные данные бессмысленно — иначе можно попасть в черный список и навсегда лишиться возможности взять кредит. По прогнозам эксперта, в будущем доля заемщиков-«призраков» продолжит снижаться, пока не достигнет минимума в 5–8%. Но стоит отметить, что добросовестные клиенты, у которых меняются контактные данные, по-прежнему крайне редко оповещают об этом банк. Впрочем, сразу все реквизиты меняются редко, и проблемы выхода на связь с клиентами не возникает.

По данным ЦБ, объем просрочки по розничным кредитам составляет 871 млрд рублей. С начала года этот показатель вырос на 1,8%.

Прямой эфир