Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Reuters сообщило о подтверждении Трампом приглашения Путина в «Совет мира»
Общество
ФСБ ликвидировала причастного к попытке теракта в Ставрополе мужчину
Мир
Лавров напомнил о помощи КНДР в освобождении Курской области
Мир
Посол РФ Барбин заявил о роли Дании как одного из основных спонсоров Киева
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 32 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
В ИКИ РАН сообщили о начале второго пика магнитной бури
Общество
В ГД предложили предупреждать о звонках с помощью голосовых роботов
Общество
Анализ на ВПЧ для россиянок включили в полис ОМС
Мир
Глава РФПИ Дмитриев прибыл в Давос
Мир
Трамп заявил о неспособности Дании защитить Гренландию
Общество
Суд в Забайкалье признал молодежную организацию террористической
Общество
Эксперт предупредила о рисках быстрых знакомств после Нового года
Общество
Главу Звездного городка отправили под домашний арест
Общество
В Госдуме предложили снизить первоначальный взнос по военной ипотеке до 10%
Армия
ВС РФ нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Спорт
МПК изменил решение по допуску сборной России на Паралимпиаду
Общество
Федяев рассказал о повышении штрафов за перевозку детей без автокресел
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Последние оценки в отношении объемов параллельного импорта показывают значительное снижение — по данным председателя профильного комитета Госдумы Максима Топилина, до 50%. С одной стороны, объемы параллельного импорта в России неуклонно сокращаются, что многие специалисты рассматривают как признак успеха импортозамещения и роста отечественного производства. С другой стороны, это вызывает опасения о возможном дефиците в некоторых ключевых отраслях. «Известия» взялись рассмотреть причины и последствия существенного снижения доли параллельного импорта, а также оценить его влияние на различные сектора экономики и перспективы развития в ближайшие годы.

Импортозамещение набирает обороты

Потоки параллельного импорта в России неуклонно сокращаются, сигнализируя о сдвигах в экономике. За девять месяцев 2024 года объем достиг $45 млрд, но в 2025-м опустился до $33–35 млрд, заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. В то же время, по оценке Минпромторга, параллельный импорт упал с $4 млрд в месяц в 2024 году до $2 млрд ежемесячно в 2025-м. По данным ФТС РФ, параллельный импорт в целом сократился на 50%.

— Двукратное падение такого импорта является не только индикатором, но и прямым следствием как успехов импортозамещения, так и роста поставок из дружественных стран, — заявил «Известиям» руководитель АО «ВЭД Агент» (уполномоченный экономический оператор), член Общественного совета при ФТС РФ Александр Дегтярев.

Медицина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По оценкам «ВЭД Агент», рост отечественного производства медицинских изделий вырос на 14% за восемь месяцев 2025 года, станков — на 40% за весь 2024 год и продукции машиностроительной отрасли — на 15% также за позапрошлый год. В целом он исчисляется десятками процентов, отмечают в агентстве.

Активный рост внутреннего производства товаров упорно вытесняет серые схемы поставок, меняя ландшафт рынка. Минпромторг и другие ведомства фиксируют успехи в ключевых секторах, где отечественные мощности замещают импорт.

Снижение объемов параллельного импорта является не просто статистическим трендом, а индикатором глубокой трансформации российской экономики, — замечает директор департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль» Владимир Поклад.

завод
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Евгений Павлов

За этим сокращением, по его подсчетам, стоит реальный рост внутреннего производства: по итогам первых 11 месяцев 2025 года выпуск радиоэлектроники вырос на 13%, производство автотранспортных средств — на 27,4%, а электронных и оптических изделий — на 35%.

— Падение объемов параллельного импорта означает, что товары, которые раньше приходилось завозить обходными путями, теперь производятся внутри страны или поставляются по прямым каналам из дружественных государств, — сказал партнер практики оценки бизнеса и активов консалтинговой компании Neo Станислав Мудров.

рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Идет устойчивое снижение параллельного импорта на фоне роста ВВП: за последние три года ВВП увеличился на 9,7%, что подтверждает, что экономика адаптировалась к санкциям и наращивает собственные мощности, замечает эксперт.

Прогнозы на 2026-й: дальнейшее снижение

Эксперты сходятся в ожидании продолжения тренда на сокращение параллельного импорта, однако его усиление будет вызвано также и негативными факторами. Свое влияние окажут, с одной стороны, охлаждение спроса, с другой — ужесточение таможенного госконтроля.

— Ожидается дальнейшее снижение объемов параллельного импорта, может быть, меньшими темпами, чем в 2025 году, но всё же существенно, — прогнозирует Дегтярев.

флаг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Он отмечает, что в 2026 году продолжится ужесточение экспорта товаров из Китая, который был значительным поставщиком санкционных товаров.

Как отмечает ведущий аналитик АЦ «Центр экономики рынков» Ирина Светлова, снижение будет обусловлено развитием внутреннего производства и политикой импортозамещения, что постепенно уменьшает зависимость от внешних поставок.

По расчетам АЦ «Центр экономики рынков», дополнительным структурным фактором станет дальнейшее углубление торгово-экономического взаимодействия с Китаем. Доля китайской продукции в российском импорте уже демонстрирует устойчивый рост: за 11 месяцев 2025 года она увеличилась с 57,2% до 58,3% в стоимостном выражении. Усиление роли Китая будет способствовать замещению параллельного импорта западной продукции прямыми поставками китайской.

контейнер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Валентин Егоршин

«Известия» направили запросы в Минпромторг, ФТС.

Продление механизма: баланс цен и дефицита

Решение о продлении правительством параллельного импорта на 2026 год обеспечивает предсказуемость для бизнеса и потребителей. Оно служит предохранительным клапаном против скачков цен в чувствительных сегментах, соглашаются экономисты.

— Продление этого механизма — это взвешенное решение, которое дает возможность балансировать спрос и предложение на потребительском рынке, не позволяя взвинчивать цены в отсутствие альтернатив, — подчеркивает глава АО «ВЭД Агент».

портфель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Для бизнеса этот сигнал о предсказуемости правил дает возможность планировать среднесрочные поставки, развитие производства, дополняет участник рынка.

Продление еще на год выглядит обоснованным, поскольку по ряду позиций нет адекватной альтернативы товарам, производимым в недружественных странах, отмечает ведущий научный сотрудник международной лаборатории исследований внешней торговли Президентской академии Александр Фиранчук.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

При этом, дополняет он, любая либерализация импорта, включая механизм параллельного импорта, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке и, как правило, способствует снижению потребительских цен.

Отрасли под ударом: риски и победители

Замещение параллельного импорта поставками из дружественных стран выигрывают некоторые сектора, но электроника и фармацевтика остаются уязвимыми. Адаптация идет неравномерно, с фокусом на Китай и локализацию.

— Вряд ли можно говорить о том, что какие-то отрасли выигрывают от замещения параллельного импорта поставками из дружественных стран, так как все-таки это замещение является вынужденным, — считает Дегтярев.

Поставки оборудования для многих отраслей промышленности были замещены поставками из КНР, отмечает специалист.

таблетки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Производители в отдельных отраслях действительно могут выигрывать от замещения параллельного импорта поставками из дружественных стран, однако такие выгоды нередко концентрируются на стороне производителей, тогда как риски, в первую очередь ценовые, в большей степени несут внутренние потребители, говорит Александр Фиранчук.

В настоящее время ситуация с зависимостью от импорта из недружественных стран сильно варьируется по отраслям. Наиболее показательным является пример фармацевтики. С 2021 года доля импорта во внутреннем потреблении фармацевтической продукции не продемонстрировала снижения и по-прежнему составляет около 50%, при этом порядка 90% импорта приходится на поставки из недружественных стран.

— При существующих реалиях риски дефицита присутствуют в радиоэлектронике и отраслях, потребляющих ее продукцию, в пищевой промышленности, завязанной на технологии и оборудовании европейских производителей, в фармацевтике, — отмечает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко.

Коробка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По данным опросов СПбГЭУ, в СЗФО около 15% респондентов отметили критическую зависимость от технологического импорта из недружественных стран, это же свидетельствует о потенциальных возможностях для дальнейшего развития импортозамещения.

Экспертные оценки: не всё так однозначно

Данные по динамике разнятся, но тренд на спад очевиден, влияют санкции и переориентация цепочек. Реэкспорт через ЕАЭС сокращается, подкрепляя выводы.

По данным Минпромторга, параллельный импорт упал за январь – ноябрь 2025 года, объем параллельного импорта составил $20,9 млрд, что на 45% ниже, чем за аналогичный период 2024 года ($37,9 млрд), приводит цифры директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. Его прогноз на 2026 год в целом остается понижательный, хотя практика параллельного импорта будет продолжена.

— По данным Всемирной торговой организации, за 11 месяцев 2025 года совокупный объем импорта в Российскую Федерацию сократился, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, на 13,9% в долларовом эквиваленте, — уточняет Ирина Светлова. — Аналогичная, но еще более выраженная отрицательная динамика наблюдается по импорту из традиционно дружественных стран — посредников в поставках продукции западного происхождения.

контейнер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Прогнозы доцента кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеба Савина подтверждают трансформацию: к концу 2026 года механизм параллельного импорта будет существенно сокращен — до 15–20% от текущего объема, что позволит завершить трансформацию рынка без критических скачков цен.

В 2026 году ожидается появление более устойчивых и автоматизированных финансовых каналов для проведения трансграничных платежей, что может стабилизировать стоимость логистики, — отмечает он. — При этом государственная политика будет направлена на защиту внутренних производителей через исключение из списков тех позиций, по которым к этому времени будет налажено серийное импортозамещение.

Другим важным фактором, по его мнению, станет развитие инфраструктуры в странах-посредниках. В 2026 году логистические хабы в странах СНГ, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии могут достичь предела своей пропускной способности или столкнуться с необходимостью глубокой модернизации. Это заставит импортеров искать новые маршруты или переходить на более дорогие способы доставки, что отразится на финальной стоимости премиальных товаров.

Читайте также
Прямой эфир